Про классику. Злая заметка
Сразу хочу предупредить, что я совершенно не специалист, я не знаю, как это происходит в Европе, Америке или Австралии, я не знаю, как это было до революции, я не знаю, как это должно быть. Я просто рассуждаю как человек, который учился в школе.
Я постоянно слушаю нытье на тему «ах, на хрена детям читать в школе всякую «Войну и мир»?!". Да что уж там «ВиМ», ноют даже по поводу произведений гораздо более простых для восприятия. Я прекрасно понимаю, что матерая классика – это вещи, в которых столько всего, что даже в 45 лет тебе не хватит мозгов, чтобы осознать всё. Но это не значит, что в 15 от таких книг не будет никакой пользы. Я вот, например, читала в школе всё, что было в программе, и не умерла. Бодра и весела до сих пор.
Анализируя школьный опыт, могу сказать, что рано встретилась только с одной книгой – «Мертвые души» Гоголя. Пол-лета я ее читала и страдала. Мне жутко не нравилось. Прям возненавидела Гоголя. А когда через несколько лет, в классе 10-м или 11-м, снова столкнулась с отдельными фрагментами этой книги, поняла, что она очень крутая.
С остальными классиками проблем не было. «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» читаются так легко и непринужденно, что про них вообще говорить не стоит. Кто там дальше в программе? Тургенев. Взяв в руки «Накануне», я немного напряглась. Но оказалось, что напрасно. Классный роман, как выяснилось. И всё. Я поняла, что классику бояться не стоит. «Отцы и дети» - нормально. «Что делать?» - забавно. «Гроза» и «Бесприданница» - никаких проблем. «Преступление и наказание» - интересно. «Война и мир» - объем, конечно, безумный, но хорошая ж книга. И т.д., и т.п. И так со всей школьной программой. Конечно, я не постигла всей глубины, но какой-то пласт воспринять я смогла.
Давайте выкинем всю классику из школьной программы. А вы уверены, что, закончив школу, вы станете очень умными и ответственными и броситесь ее читать? Не броситесь. Так и будете читать свои убогие развлекательные книженции до самой смерти Кроме того, как стать умными, если не тренировать свой мозг с детства?
P.S. Еще одни страдания, с которыми я сталкиваюсь последнее время. Ах, в классических книгах много непонятных детям слов..! В 90-е эти слова тоже уже никто не употреблял. И в сени мы не ходили, и не ланиты у меня были, а щеки, и из драдедама не было у меня одежды… Просто берешь и читаешь сноски, где поясняют значение. Ничего сложного. Семи пядей во лбу для этого не нужно.
18/04/2018
18/04/2018
А так - хорошая заметка. Согласна почти со всем.
18/04/2018
Интересно, а те, кто кричат, что не надо в школе истрать классику, что предлагают взамен? Вообще, отменить литературу?
18/04/2018
18/04/2018
Тут еще какое дело: даже если какая-то книга не идет, ты в целом уже кое-что знаешь о ней, и что-то в башке у тебя застревает. Потом можешь и вернуться.
Кстати, ностальгические воспоминания о школе могут даже пойти в плюс, дескать, ааа, это мы в пятом классе проходили, тогда еще Смирнов бросил Наташку, потому что влюбился в меня, и Наташка не дала мне списать свое сочинение по этой книжке. А что за книжка-то, кстати... etc.)
18/04/2018
18/04/2018
А мама моя, всю жизнь проработавшая в школе учителем истории, очень жалеет, что не согласованна программа уроков литературы и истории - например "Отцы и дети" проходятся в первой четверти 10 класса, а общественно-политические движения второй половины 19 века - в третьей четверти. Она всегда говорит - как легче было бы воспринимать литературу, имея знания об эпохе, в которой и о которой она написана.
Страдания по непонятным словам - это признание что никто ничего не читает кроме современных развлекалок. Сени и ланиты - это же не только у Пушкина и Толстого, в старых детских книжках - увлекательных детских повестях 20 века тоже много слов, которые вышли из употребления - но книжки от этого не стали менее интересными и захватывающими.
Ух, вот это я разошлась....
18/04/2018
А сейчас я вдруг подумала.. Что я не показатель. Я всегда любила учиться. Поэтому у меня не так много страданий было в школе.
18/04/2018
У меня была одноклассница - она читала абсолютно все, что мы проходили на уроках. Но - никогда и ничего больше, ни одной книги вне программы.
18/04/2018
Интересная девиация... Читать только по программе
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
Но тогда же неудачно состоялось знакомство с Булгаковым. "Мастер и Маргарита" я прочла только в университете.
18/04/2018
Короче, я фартовая тёлочка, у меня все было удачно.
18/04/2018
В моем школьном опыте объективно рано случилось 2 автора: Рабле, кажется, классе в 7 (у меня до сих пор психологическая травма, боюсь к нему подступиться) и Платонов - в 11 (на 4 курсе универа вызвал совершеннейший восторг), да еще "Историю одного города" оценила только через полгода, когда на зарубежке начали проходить антиутопистов. Но тут дело даже не в возрасте, а в читательском опыте.
А так все зависит, в-третьих, от учителя, во-вторых - читательской культуры в семье, и во-первых, желания конкретного человека напрягать мозг.
18/04/2018
Я прям задумалась.. Не первый раз слышу про Рабле. Но мы в школе его почему-то не читали..
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
19/04/2018
19/04/2018
19/04/2018
Допустим уберется вся классика, что останется? Я даже представить себе не могу тот бред, который будут читать школьники. Мне не вся классика нравилась, многие произведения были очень скучными, но всё равно я рада, что прочла того же "Обломова". Единственной моей любовью всё же был Н.В. Гоголь. Ну и конечно Пушкин, Есенин, Крылов (но его я помню только из младших классов).
18/04/2018
Если честно, я не вдавалась в подробности, что предлагают вместо классики.. Может быть, читать в кратком пересказе))
18/04/2018
Лично я жалею, что когда я училась в нашей программе по литературе было очень мало зарубежной литературы.
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
Даёшь "Слово о полку Игореве" в детском саду!
03/08/2022
18/04/2018
18/04/2018
Не думаю, что со временем что-то изменится. Хотя, частные заведения есть и будут всегда. Но иногда название ничего не значит. И если говорить на чистоту, то я за право получения высшего образования для всех. Другой вопрос - что а) не всем оно нужно б) многие высшие школы не дают образования применимого к жизни.
Например - как мне в жизни пригодятся все прочитанные книги? Придется каждый раз создавать вокруг себя этакий "венский кружок". А это зачастую не просто. Очень не просто.
18/04/2018
18/04/2018
Боюсь, что весь Ваш комментарий отдает и шовинизмом, и снобизмом, и всем прочим.
18/04/2018
18/04/2018
Я бы тоже сожгла некоторые популярные в определенных кругах книги... иногда - вместе с читателями.
18/04/2018
Было, есть и будет.
18/04/2018
18/04/2018
И какое тебе дело до чужих людей, которым мозги якобы "вытравили"?:) У всех разные вкусы.
И на все найдется свой читатель. Благо сегодня многое можно достать, не особо напрягаясь.
18/04/2018
18/04/2018
Но не будем здесь устраивать дебаты.
18/04/2018
18/04/2018
Есть только отдельные пункты пересечений. Но я тебя к стенке не приставляю и не заставляю покидать любимую тобой страну и Родину, и не устраиваю тебе промывку мозгов. А ты по всей видимости данным механизмом владеешь великолепно. При поливании сиропом всех своих слов.
Я так не умею. Это при всей моей любви к сказкам и тому что мне нравится как ты пишешь.
18/04/2018
18/04/2018
Про снобизм - потешно наблюдать, как кто-то называет себя снобом, даже не зная значения этого слова. (Это уже для всех в данном треде.)
18/04/2018
И решать за других, что они знают, - это тоже потешно.
Наконец, если речь не о тебе, то не надо было и начинать разговор с околичностями.
18/04/2018
Всего хорошего. Ушла.
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
Не надо умничать, если не сильны в чем-то. Выключайте Юрия Лозу. Не обязательно комментировать всё, что происходит на Букмиксе.
18/04/2018
Без комментариев.
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
Сама я мучилась от "Что делать" и "Истории одного города". И Белинского ненавижу. )))
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
Но в целом учение - не развлечение, так что пусть школьники не ропщут и приобщаются к классике. Тут многое еще и от учителя зависит. Мне всегда казалось, что уроки литературы проходят как-то неправильно, пресно, хотя заинтересовать и увлечь можно было бы любым произведением, если бы о нем рассказывал человек, любящий свое дело.
18/04/2018
18/04/2018
А я не читала школьную программу на каникулах, потому что это было короткое время, когда можно было просто наконец-то отдохнуть.
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
энциклопедический словарь. Я постоянно искала в нем разные слова)))
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
Вообще актуальная заметка...у меня подрастает сестра двоюродная, ей сейчас 12. Вроде не глупая девочка. Но первый тревожный звоночек был пару месяцев назад, когда я предложила дать ей серию Гарри Поттера почитать, а она мне сказала: "Да ну на фиг, я фильмы смотрела, мне и так все понятно". Ну ладно, это как бы ГП, не классика. Но буквально на прошлой неделе я спросила, что они в школе по литературе сейчас проходят. Сестра сделала круглые глаза и сказала, что "Че то там из Пушкина и Гоголя"...Что конкретно из Пушкина и Гоголя она так и не вспомнила...и вообще для нее чтение как великое наказание почему-то. И она не одинока, как я поняла, процентов 80 ее класса такие же вафли...и вот этого чего то страшно!:(
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
18/04/2018
19/04/2018
18/04/2018
А я как раз не успела дочитать "Тихий Дон". Но пообещала кого-нибудь вернуться, потому что мне понравилось)
18/04/2018
19/04/2018
19/04/2018
22/04/2018
22/04/2018
11/06/2020
11/06/2020
11/06/2020
11/06/2020
И историю про малое количество плюсов - актуально, воз и ныне там.
12/06/2020
Да, плюсы - это беда, но она повсеместная. Я и на Фейсбуке нашла похожие проблемы.
12/06/2020
"А вы уверены, что, закончив школу, вы станете очень умными и ответственными и броситесь ее читать? Не броситесь", - написала Анжелика.
По этому поводу могу заметить, что если что-то выглядит как нудятина, воспринимается как нудятина и обзывается нудятиной, то это и есть нудятина. И если "классику" никто читать не бросается - то дело не обязательно в качестве читателей. Возможно - в качестве "классики".
Я уже приводил в другой заметке хозяйки этого блога высказывание мистера Шерлока Холмса относительно целесообразности тащить в свой чердак-мозг все подряд. Не буду повторяться.
Скажу так.
Школьная программа по литературе должна выполнять, как представляется, две основные задачи: развить мозг и привить любовь к чтению.
На практике она прививает стойкое отвращение к таковому. И это не потому, что читатели плохие. Это потому, что программа плохая. Я не вижу никакой необходимости насаждать нечто плохое и вызывающее отвращение.
"А что ж читать, Репку что ли!?" - возмущается Анжелика.
Отвечаю: читать изначально надо исключительно то, что интересно. Т.е. то, что вы и так читали, вне всякой школьной программы.
Только так: сначала интересное. Потом - интересное и полезное. А потом - всякий дикий арт-хаус. При желании.
Но ни один адекватный человек не пойдет сразу смотреть "Сталкер" Тарковского. Сначала - "Приключения Электроника", потом - "Терминатор", потом - "Начало" Нолана, а уж только потом, для очень немногих - пресловутый "Сталкер".
Начинать с конца - верный способ привить зрителю отвращение к кинематографу.
06/08/2022
@VladimirB, так мило, что вы решили прокомментировать все мои заметки (предупреждаю, их очень много).
Не забывайте: что вам нуднятина, кому-то другому совсем наоборот.
Ок, давайте не будем начинать с конца. Тогда как? В школе будем учиться не до 17, а до 25 лет, чтоб успеть дойти до условного "Сталкера"? Или всё же учимся до 17, не успеваем дойти до серьёзной литературы и оставляем её на самостоятельное обучение?
06/08/2022
мне кажется здравой идея соотносить программу по истории с программой по литературе. Учитывая, что история чуть ли не каждый год учится заново, как раз удобно проходить литературу с постепенным усложнением.
Но я не умею составлять программы и трусливо думаю, что кто полюбит читать, тот и полюбит читать, и программа не может этому ни помешать, ни посодействовать. Увлечённые преподаватели могут, а программа нет.
06/08/2022
@Silencer, вот мне тоже кажется, что ничто не может помешать полюбить классику. И никто. Просто из собственного опыта.
06/08/2022
Я не все ваши заметки, Анжелика, решил комментировать. Я только те, которые интересные. И то только если я про них случайно узнал.
Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но если подавляющее большинство находит ВиМ скучной, то вряд ли стоит пихать ее людям насильно.
Не надо учиться до 25 лет. Как по мне, и до 18-то долго. Сейчас же, вроде, уже и так до 18 учатся. Я не думаю, что нужно непременно постараться втиснуть в школьную программу всю "самую-самую" литературу. Вот что успели - то и втиснули.
А у нас действует принцип: "Вот и этот писатель хороший, и этот, и вот без Толстого с Достоевским - никак. Ну все, давайте их всех проходить".
Никакой необходимости выжимать школьникам мозги до последней капли крови я не вижу. Тот, кто полюбит чтение - прочтет то из классики, что посчитает нужным.
Прочел же я после окончания школы "Окаянные дни" по собственной воле. И Лидию Чарскую - была такая любопытная писательница. Хотя ее книги, как и "Дуэль" Чехова, не входят в школьную программу. И "1984" с "Дивным новым миром" я прочел, испытав чистый восторг.
А вот "Что делать?" с "Петром I" - так и не стал. Значит мне и не надо. И заставлять учеников считаю бессмысленным.
Как ничего потрясающего нет, например, в "Накануне" Тургенева. Не заставлять же школьников читать его только для того, чтоб они узнали, что в конце романа какой-то мужик многозначительно молча поиграл пальцами в ответ на философский вопрос. Ничего больше я об этом романе уже и не помню, хотя формально прочел его от корки до корки.
06/08/2022
@VladimirB, ваши аргументы я поняла. Каков план действий? Отменяем уроки литературы? Или изучаем детективы и сказки до 18 лет? Или зимой читаем Толстого (или Толстого вообще скидываем с парохода современности?), а весной и осенью Стивена Кинга?
06/08/2022
@Aнжелика, Я бы вот как сделал:
Собрал бы более-менее читающих выпускников школ (собирать не читающих всё равно не имеет смысла) и спросил бы у них: какие книги они читали с удовольствием в свободное от учёбы время. И вот из этих-то книг и следует составить полностью новую школьную программу по литературе.
Что касается ныне существующей программы, то я бы не стал убирать из неё лишние произведения, как предлагают некоторые. Я бы упразднил её целиком.
В новую программу можно точечно добавить некоторые произведения из нынешней, при условии что сами выпускники признают эти произведения интересными и заслуживающими быть включёнными в новую программу.
07/08/2022
совет в духе Шарикова - космического масштаба и космической же глупости
1. Зачем делать школьную программу из того, что и так прочитают в свободное время те, кто любит читать (а те, кто не любит, так и будут скулить в интернетах, что им сложно)? Школа как бы учреждение образовательное, а не развлекательное, а задача уроков литературы - не усадить всех почитать интересненькое, а показать этапы становления литературы, научить анализировать текст и высказывать мнение, и да, классические произведения - это то, что прошло проверку временем и отображает как раз становление литературы. А также исторический контекст. Чтобы потом не было вопросов, почему герои Стейнбека носятся со своей Великой депрессией вместо того, чтобы найти работу.
2. Если однажды сделают по вашему разумению, то я буду в числе первых ратовать за отмену литературы как предмета вообще. Почитает интересное ребёнок и дома, а пять уроков в неделю можно чем-то полезным занять. Или освободить.
знаю, что пишу в пустоту, и не только потому, что вы со мной, к счастью, не общаетесь. продолжайте, пожалуйста.
08/08/2022
@VladimirB, мне можно не напрягаться. Ниже Катя ответила за меня. Я только спрошу: Владимир, извините, а сколько вам лет?)
08/08/2022
Видите ли Aнжелика, дело в том, что проверку временем школьная программа по литературе как раз-таки не прошла. Потому что если большинство учеников от нее плюется, то это не потому что они плохие, а потому что программа плохая. Программа создается ради учеников. А не наоборот. Поэтому их мнение о ней - самый лучший критерий оценки ее качества.
Анализировать и обсуждать гораздо приятнее интересные книги, а не нудятину всякую. Поэтому мне дико читать тезисы типа "школа - это скучный и тяжелый труд, а не развлечение". Тем более, что первоначально слово "школа" обозначало что-то вроде философских дискуссий в свободное от работы время, а вовсе не изнасилование мозгов с особой жестокостью.
Изучать же "этапы становления литературы" в школе просто глупо - это специфические знания по ВУЗовскому предмету "История литературы". И тратить на них время подростков - преступно. Как и на пресловутый закон Бойля-Мариотта (если только эти подростки не собрались стать физиками).
Мне странно, что приходится столь подробно объяснять такие вещи сорокалетнему человеку с высшим образованием. Как и то, что интересоваться в интернете возрастом собеседника - невежливо. Тем более - в контексте подобной дискуссии.
08/08/2022
@VladimirB,
филигранный тролль. Моя ипостась по прошлой жизни оценила.
Но соглашусь про изнасилование мозгов. Часто это еще не от книги, а от учителя зависит. К любому предмету неподходящий учитель способен привить отвращение.
09/08/2022
@VladimirB, нет тут ничего преступного, вы ж не барышня, чтоб возраст скрывать. С другой стороны, мы ж в интернете. Возможно, вы барышня. Вы совершенно напрасно считаете, что все люди на свете думают так, как вы. Не всем всё то, чему учат в школе, кажется нуднятиной и бесполезными вещами. Я повидала достаточное количество людей, которые смотрели на знания иначе. Не знаю, надо ли уточнить, что это были очень интересные и неглупые люди. Совпадение? Не думаю.
09/08/2022
А я и не говорил, что ВСЁ то, чему учат в школе, является нудятиной и бесполезными вещами.
09/08/2022
А спрашивать у собеседника о возрасте таким тоном, который предполагает некоторую интеллектуальную незрелость вследствие молодого возраста и есть невежливо. Вне зависимости от моей половой принадлежности.
09/08/2022
@VladimirB, о господи... Какая я ужасная невежливая женщина! Пойду выкинусь из окна.
Я не виновата, что от ваших прожектов в сфере школьного образования веет некоторой инфантильностью. Я хотела уточнить, связана она с возрастом или с чем-то иным. Буду надеяться, что вы юны.
09/08/2022
Вы не виноваты в том, что от моих проектов чем-то веет, но безусловно виноваты в том, с каким твердокаменным упрямством игнорируете любые мои аргументы. Впрочем, говорят, что излишнее упорство в защите традиций как раз свойственно людям преклонного возраста
09/08/2022
@VladimirB, спешу вас разочаровать, но по этому вопросу моя позиция не меняется 20 лет.
09/08/2022
Ну, если верить Максиму Горькому, существуют даже "старики с детства".
11/08/2022
@VladimirB, а зачем же верить Горькому? Это ж болван, который писал всякую нуднятину. Или нет?
11/08/2022
Я никогда не называл Горького болваном.
11/08/2022
@VladimirB,
11/08/2022
@VladimirB,
"Я бы упразднил её целиком."
Кстати, в некоторых странах так и сделали. Ну практически. В моей немецкой школе было очень мало уроков литературы, и мы обсуждали одну книгу месяцами. Правда читали Цвейга и Дюрренматта, но меня тоже поражало количество часов на их обсуждение.
То что вы предлагаете сделано в некоторых странах мира, и как странно бы это не звучало, я за общие школы для всех. (Как человек с первым педагогическим, который в школу преподавать не пошел.) А далее, человек сам выбирает, что ему делать.
Я знаю много образованных в узкой области людей, которые не читают вообще ничего кроме своей научной или технической литературы. И также знаю тех, кто читает много всего, вне зависимости от будущей специальности.
Очень часто кстати вела такие дискуссии. И так и не пришли к выводу, может ли человек сегодня быть универсальным гением (условно), или все же лучше ему дать поблажки.) Вот например библиотека Лейбница насчитывает 90 000 томов только писем от руки. И что теперь, от всех людей этого требовать?
Несмотря на свое историческое и философское образование, я бы не стала. Мне и в университете казалось, что многое из того что мы проходим не только не пригодится в жизни, но еще и попросту вредно. Но я все равно прилежно все читала. Может даже слишком прилежно.
Есть кстати специализированные школы, где уклон идет после восьмого класса в техническую или медицинскую область. Типа ПТУ, хотя в России это слово приобрело какое-то совсем маргинальное звучание, по сути это нормальное приложение своих интересов. Человек может закончить колледж и пойти учиться на мед.брата или технический персонал. Это кстати часто не коррелируется c интеллектуальными способностями. Если хочется их развивать - всегда найдешь как. Было бы желание.
(Могу много говорить про образование, личная проф.деформация, пытаюсь над этим работать.)
08/08/2022