Мой книжный мир без прикрас
Мне очень стыдно и я прошу прощения. И у Вас, многоуважаемый Читающий сии строки, а также у многих талантливых, гениальных авторов, которые не попали в эту серьезную графу - "Книги, Которые Оказали Огромное Влияние....". Я буду говорить о своих пристрастиях совершенно ужасные вещи. Несовместимые с возрастным "полтинником" и претензиями на интеллект (или интеллигентность? :)) , который предполагает запись в моей трудовой книжке. Прошу прощения...
Не знаю, почему так сложилось и кто виноват.Но я читаю в основном фентези. И очень немногую фантастику. Мне абсолютно неинтересны книги "про жизнь" (исключение - те, в которых упоминаются почти бихейвористские описания поведения животных). То есть фантазии автора, который описываемого зверька видел только по телику и читал про него - не интересуют тоже.
Меня не трогают самые забубённые детективы и самые эмоциональные "лав сторисы".
В основном, самыми "вкусными" книгами для меня являются о нечеловеческой психикн в человеческих условиях и человеческой - в нечеловеческих условиях. Задачки для ума и души, решаемые в таких вот рамках. Причем, "нечеловеческое" в данном контексте - не "противное человеку", а лишь "не привычное человеку", "очень необычное", "далеко за рамками повседневности", да и просто "чего ни я ни вы, скорее всего, в этой жизни не испытаем, о чем и сожалеем". И - непременно! - завязанная на этом чисто человеческая философия о мироустройстве и о назначении человека в этом мире. Ну и высокое качество слога, постановка сцен, отсутствие "ляпов"...
Как я дошла до жизни такой? Кто из авторов приучил меня к такому набору, который, по моему мнению, больше приличествует иметь школьнице, в крайнем случае - студентке?
Начнем расследование ).
В младше-средних классах школы, почти одновременно, мой покой возмутили:
- Маленькая советская фантастическая сказка (из сборника Фантастика - ХХ), не помню ни автора ни названия, после которой меня "шарахнуло" знанием, что все окружающее - флора с фауной - очень даже разумно и имеет право на существование не меньше, чем человеки разумные... Нет, я догадывалась об этом и куда раньше, но после этой истории я "покатилась по наклонной", которая, в конце концов, 8 лет назад привела меня к жесткому полувегетарианству. Проще говоря, я не смогла больше есть млекопитающих. Просто - не смогла. Я бы еще больше чего не смогла, но заставляю себя в отдельных случаях слепнуть и глохнуть, иначе пришлось бы уйти в какие-нибудь буддисты и жить в пустыне, а деньги кто будет зарабатывать семье? (шутка!)
- Стихи - поэма "Эгле, королева ужей" (Саломея Нерис) - совпало с третьей поездкой на море (Азовское). Ах, этот маленький посёлочек под Керчью, в полторы улочки! Как часто сидела я на скамеечке возле калитки, рассматривая раскинувшуюся передо мною дальнюю морскую даль! Сколько ощущений давало скольжение пенной волны по отливающими солнышком камушкам и песку! И вот мои ищущения нашли выход в словах "Нежностью напева море к сердцу льнет/.. Зыбью светозарной вглубь идут вдвоем во дворец янтарный Эгле с женихом/...." А первое четверостишие из "Эгле" я часто сейчас привожу в пример как идеальное по фонетике звучание стихов, отражающих содержание даже вне языковых правил "На песках безмолвных / шорох сонных вод/Три сестрички в волнах/ водят хоровод...". А тогда просто махом взяла и ...выучила наизусть почти всю поэму. Ну, деваться было некуда - книга в моем распоряжении была всего несколько дней, переписать - нереально...Пришлось учить! Однако сейчас помню только первую главу, большую часть второй, меньшую часть третьей, а дальше - несколько отрывков... Увы, память уже не та, что в шестом классе ))). Но и сейчас для меня это образец красивой, полной в художественном и философском смысле сказки в красивой форме.
- Александр Грин - Бегущая по волнам, Алые паруса, Блистающий мир. Причем, сам текст я прочитала гораздо позже, в интституте и ... как-то не очень зампонилось, не очень пошлО (я имею в виду НЕ "Алые паруса"). Надо перечитать! А тогда, во втором классе, я завороженно внимала пересказам мамы "Бегущей", "Алых парусов" (фильм не помню!), и , чуть позже, раскрыв глаза (и душу) смотрела отрывок из спектакля по "Блистающему миру"...
Классе в пятом:
- А. и Б. Стругацкие - альфа и омега моих чаяний о Прекрасном Далеком (которое ко всем нам оказалось достаточно жестоким - ну, да мы в этом и сами, частично, виноваты! но не будем о грустном). Именно такое Будущее я ожидала! Не надо было мне молочных рек с опасно полужидкими кисельными берегами (ну, разве только с техногенной точки зрения!), но Великий Космос и Общество, в котором ... Ладно, не будем о грустном ). Что характерно: ну хоть бы где-то блеснула мысль, что дорога в Прекрасное Далеко начинается уже тогда, а чудеса бывают так редко, что попадают в сказки, которые немного дальше от жизни, чем можно надеяться. Но нет, не блеснула. Как я сейчас понимаю - у многих не блеснула.
- В. Крапивин - любим и по сию пору. Надежда на то, что в нашем мире еще не все потеряно. Потому что он - был на самом деле. А значит, есть и другие. Не может не быть. Чтение оказалось на стыке сразу двух интересов: тогда - истории про то, какими сверстники могут быть "нормальными", в любых обстоятельствах, а сейчас - примешивается жажда хотя бы почитать про те времена, которые мы пока вернуть не в силах.
А еще - в его строках постоянно натыкаюсь на то, что можно назвать "услада глаз - отрада сердца". Потому что когда встречаешь фразу "И всё было вокруг - как музыка!" или название "Та сторона, где ветер" - внутри начинает что-то подниматься светлой, звенящей волной и мир на краткие мгновенья становится совсем другим. "У кральца и лавочки/ Мир пустой и маленький/ У крыльца у лавочки-/Куры да трава./ А взойди на палубу,/ поднимись до саллинга-/И увидишь дальние острова "(с) - примерно так.
В старших классах школы и институте
- Маленький Принц . То есть A. Сент-Экзюпери. Всего ничего: просто тоненькая книжечка, в которой большая часть повествовательных предложений прошла сквозь мое сердце, и там и осталась, сделав эти слова - моими.
- Николай Гумилев - пришел в пору увлечения эзотерикой и экстрасенсорикой, сразу после окончания школы. Заворожил своими стихами о Запредельном, философией интереса к скрытой стороне существования. "Старый ворон, в тревоге вседашней/говорил, трепеща от волненья/Что ему на развалинах башни /небывалые снились видения/Что в полете, воздушном и смелом/Он не помнил тоски их жилища/Он был лебедем - нежным и белым/Принцем был отвратительный нищий.../ Нищий плакал - бессильно и глухо/" - всегда слезы на глазах при этих строках. И лирика - необычная, нестандартная "Моя любовь к тебе сейчас - слоненок/, Родившийся в Париже или в Ницце/И топающий ватными ногами/ По комнатам хозяина зверница/... Он может съесть лишь дольку мандарина/Кусочек сахара или конфету/... "Но... стоп. Начну цитировать - не остановлюсь до завтра! )
Потом в моей жизни был "замуж", маленькая дочка, барахтанье в осваивании быта в самостоятельной ячейке общества ... Чтения было много, но...
Лет в 27.
- Г.Л. Олди - рухнули на меня с неотвратимостью кузнечного молота "Что - и наши, отечественные авторы, могут ТАК писать? Не только Толкиен, не только Сапковский??? ". Остаются любимейшими авторами до сих пор. Та самая "постановка сцен", чуть не математически точная выверенность сюжета... И - да, психо-задачки, чуть не в каждом эпизоде. "Кто прав? Кто не прав? - думайте сами!" (с)
- М. и С. Дьяченко - лирика и немного философии. Жизненные диллемы, широкая гамма чувствований, ощущений.... Все точно как в жизни, но... за пределами обыденности. Перым был "Ритуал", взрослая сказка о некрасивой принцессе и интелигентном драконе, превращенная в сладкий фильм для девочек всех возрастов "Он-дракон" (сама смотрела, самой было "вкусно"! )) однако тратить время на пересмотр никогда не буду). Потом было много рассказов с диска "Библиотека" и из библиотеки Мошкова (был такой отличный ресурс, вряд ли он жив сейчас), будоражащих воображение и нервы, и был роман "Ведьмин век", царапающий душу живыми ощущениями, и еще несколько, погружающих именно в то самое состояние - решение психо-задач для нечеловеческой психики в человеческих условиях и наоборот ... Однако, еще позже (после Варана, изданного в 2004) я как-то перестала их чувствовать "своими". "Варан" еще немного держал глубинным описанием мира, а потом - всё. Как отрезало. Ничего не чувствую, когда пытаюсь читать.
- Отдельно - Сапковский, оставивший, наряду с ошеломляющим интересом фабулы, в осадке все-таки неизгладимую горечь, вызванную слишком приземленным подходом к воздушным замкам с розовыми пониками и белоснежными лебедями (шучу насчет поников и лебедей! но только с долей шутки...).
Туве Янсон - муми-сказки. Я узнала, что страшноватые мультики с атональной музыкой могут оказаться на деле потрясающими историями. Историями, в которых не важна форма главных героев, куда важнее - содержание. Добрые, простые, милые... каждая - со своим смыслом, со своей филосфией, далеко не детской!
В 35+
- Ф.Г. Лорка - несколько томиков. Как я там писала на Литресе... "Немного сумасшедшие стихи (не зря же Лорка тесно общался с Дали). Вихрь ассоциаций, по-испански бьющие фонтаном эмоции и … не знаю, можно ли так сказать (это же перевод, а не оригинал!) – очень характерное чувство ритма. Сразу в сознании возникают звуки гитары, поддерживающие и ведущие мелодию за собой хлопки в ладоши, гортанные выкрики, выставляющие акценты в исполнении..Если перефразировать одну из распространенных шуток: Вы читали Пушкина? Так вот. Лорка – не Александр Сергеевич. Строки Федерико Гарсиа Лорки блуждают по краю сознания, шепчут из-за зеркал, кричат с пустынной ночной дороги, освещенной полной луной. Исполняют многочисленные мелодии, пиццикато, на струнах Вашей души. В общем, на любителя. И я – точно любитель."
- Терри Пратчетт - знаете, я ведь ему даже письмо написала, когда он был жив. "Мыла" самого Сэра Терри я не добыла, но вышла на его литагента, а он уж клятвенно пообщеал Сэру Терри передать прямиком в руки. Что там было? Найду, как будет время. Но то, что там были волны благодарности за опору в трудные жизненные минуты, найти ответ в немудрящей, но столь глубинной, основной (от слова - "основы") жизненной философии - это точно.
- Д. Дарелл - весь, Хэрриот - весь.
Это та самая, привлекающая меня своими непознанными законами "жизнь животных", потому что любой человек - владелец зверька (в тчение долгого времени и тесного общения) подтвердит: там огромное количество загадок, которые за пределами нашего понимания. И еще - они, эти мяукающие, гавчущие, шуршащие да и просто молчащие - они действительно беззащитны перед нами, потому что лишены большинства наших пороков, знаний, инструментов....А эти книги полны доброты и любви к "братьям нашим меньшим". Что не может не покорить меня окончательно и бесповоротно. "И если бы у меня была вторая жизнь, то..". Но у меня одна, поэтому я только читаю книжки ).
- В. Другаль. Фактически - им написана ОДНА книга. То есть несколько повестей и рассказов. В большинстве - про гармоничное единство человека и природы, которое есть жизненная необходимость для обоих сторон. Писал стилем, который (местами) обнимает душу (мою!) и лечит её, очищает её, делает такой, какая, наверно, она была при рождении - без тягостей знаний о плохом.... К сожалению не могу передать нюансов, это больше похоже на постель после нелёгкого рабочего дня, когда в полумраке заворачиваевшься в мягкое одеяло и засыпаешь, спокойно и легко проваливаясь в светлый сон. Я не могу понять, в чем эффект, ведь ничего сверхъестественного нет в его строчках... Просто напоминание о том, что такое Человек по отношению к Миру.
Вот такой вот списочек получился - Книг, Которые Оказали....
Я честно пыталась читать класику, да и просто "книги про жизнь". Насильно. Потому что да, получала удовольствие хорошего слога, от закрученного сюжета, от высказываний, которые так и хочется цитровать всем встречным, потому что диву даешься - насколько они точны и современны.
Но душа не откликается. Не знаю почему.
Лукьяненко был читан в огрооомном количестве, Громыко - в том же количестве, Белянин - в том же количестве (оставивший неизгладимое впечатление стихами, но в остальном - лишь вызывающий гомерический хохот в том возрасте, когда еще было много поводов для смеха). Это была эпоха дальних поездок, бесконечных командировок.
Джек Лондон, Чехов, Достоевский, Бредбери, Шекли, Хайнлайн, Желязны, Кларк, Морис Дрюон, Мопассан, Шекспир, Драйзер, Анн и Серж Голон (почти вся Анжелика), море советской (деской и взрослой) и зарубежной фантастики разных авторов, обожаемых в подростковом и юношеском возрасте просто за то, что открывали дверь воображению в иные миры, а в реальности с иными мирами было как-то не очень...
Но все ушло и прошло, не оставив следа в душе...
Кто остался на текущий момент?
Пратчетт. Чтение похоже на захватывающий серфинг, когда внутри что-то вроде песни, исполняемой струнами ветра, и такие же струны отзываются внутри ... но не на океанских волнах, когда вокруг пустота, а по наполненному, захватывающему новому миру, миру глубокому в своей простой, как жизнь философии, поднимающему со дна почти забытое "... не лги... не воруй... не лицемерь... не предавай... " и прочих... и прочих...
Олди Г.Л.. Нет, конечно, не все, далеко не все тексты. Но когда попадается "правильный", чтение напоминает танго давно "станцевавшихся" патнеров, получающих наслаждение от полноты красоты движений, потому что каждое движение - результат желания обоих, и ни одной фальшивой ноты, ни одного фальшивого жеста... . И при встрече непредсказуемых поворотов интуитивно угадываешь направление заранее, почти телепатически, но это ни на йоту не умеряет вострог и восхищение движением... И это все касается не стиля написания но книги, произведения в целом, во всех его аспектах.
И Дарелл. И Хэрриот. И Другаль. И Крапивин. И Лорка. И Гумилев. И Муми-Троли ). И еще - Стругацкие, более ранние, еще не отравленные отвращением к окружающему.
Вот и вся "десятка".
Топ? Эммм... тогда это постоянно перестраиваемый топ.
Ведь и я разная в разные жизненные моменты ).
PS Неужели все прочитали? Правда-правда?....Вот спасибо, мне очень приятно! Правда-правда! :)
Ух, ну и водопад Вы обрушили! Выразительное чтение. Но классики-то есть, как бы Вы от них не открещивались: Стругацкие, Крапивин, Грин, Экзюпери, Лорка, Туве Янсон, Даррелл.
30/11/2021
@sibirjachka,
Спасибо на доброгом слове :)
Классики.. хмм... ну, как-то они не классические классики - не Мериме, не Достоевский с Чеховым, и даже не Уайльд с Бронте :) (Лорка - исключение... наверно!). Детские они классики, что ли... Точнее - приписанные к "детским", а потому как бы и не совсем серьезные для взрослых. А после прочтения заметок других участников конкурса, честно говоря, я вообще "завяла" - люди пишут о серьезных авторах, а я их (серьезных авторов) читаю только по самопринуждению, но не по зову сердца...
30/11/2021
@Wedi71, "Классическая литература — произведения художественной литературы, которые считаются эталоном для своей эпохи или того или иного жанра," - современное определение классической литературы в Словаре литературоведческих терминов. А все авторы, которых я упомянула, таковыми являются.
30/11/2021
@sibirjachka,
Да, это так! Спасибо за поддержку! :)
02/12/2021
Замечательно! Эмоционально! Красиво!
Прочитала и поняла, что нужно опять попробовать подружиться с историями Терри Пратчетта. Только сегодня о нем вспоминали .Ну не может он стольким нравиться, а мне - мимо… Может я не с тех книг начинала?
Спасибо :)
30/11/2021
@Luba-ma,
спасибо Вам за добрый отклик! :)
мне кажется, что новый автор - это как новый человек, который предполагается стать возлюбленным ). Каким бы отличным не был для других - вовсе не обязательно, что Вам подойдет. Сразу нравится - да, бывает. Но бывает что и не сразу. я начала Пратчетта с приключений Двацветка (вдохновляемая словами Громыко "самое смешное уже написла Терри Пратчетт"), а потом взяла "Ведьмы за границей", но истинный Пратчетт, на самом деле, где-то посередине, как я поняла, освоив почти полное собрание сочинений. Однако, с третьей книги (Стража! Стража!) стала брать его на самые длинные и "болтанские" аэрорейсы, так как знала, что 100% поглощение внимания - гарантировано! )
30/11/2021
@Wedi71,спасибо за рекомендацию.Обязательно воспользуюсь))
30/11/2021
Ну как же не прочитать всё? Ведь эта заметка как песня. Прямо как то одеяло, в которое хочется завернуться после рабочего дня, столько в ней любви к книгам
Замечательная заметка. Даже если бы совпадений не нашлось, я бы всё равно, извините, балдела бы от неё)) А тут Стругацкие и Крапивин, и Пратчетт (обязательно-обязательно расскажите подробнее про то письмо), и как же точно они переданы - мои впечатления от этих авторов. Обалдеть можно.
P.S.: как же я рада, что вы успели опубликовать свою заметку.
30/11/2021
@Nаtалка,
спасибо Вам большое за такую эмоциональную поддержку! Про Крапивина - сегодня с утра его читала как раз! - подумала, что не все написала... Эххх... просто слов слишком много всегда получается, я уж себя ужимаю-ужимаю, но нет, водопад он и есть водопад ))).
А для письма надо сходить на гугл-почту, в которую я уже несколько лет не заходила и, наверно, посетить официальный форум сэра Терри (при его официальном сайте), на который не заходила еще дольше, поискать свои посты - вдруг их еще не зачистили))... надо собраться и зайти! )
Очень рада общности впечатлений! Очень!
02/12/2021
Нашла письмо, обрадовалась ), и растеклась мыслию по древу - получилась статеечка, взамен третьей части про мой модный шкаф ))
Вот тут про письмо
03/12/2021
А что у Олди на ваш вкус самое-самое? Мне вот "Мессия очищает диск" очень зашло, а "Шмагия" не очень.
30/11/2021
@Lemonstra,
Началось мое знакомство с "Месии", точно так, второй была "Герой должен быть один" - мне показалось, что он более насыщен (возможно, потому что там больше необычных сцен). Примерно там же - "Пасынки восьмой заповеди".Сильно впечатлила трилогия по индийскому эпосу - "Гроза в безначалье"+еще две книги. Точно такими же (по погружению) мне показались книги из серии "Ойкумена", но более всего из нее - про невропастов, "Куколка и кукольник" и другие + трилогия "Дикари Ойкумены". "Три повести о чудесах", небольшая серия "Бездна голодных глаз" - очень хороши, но чуть менее впечатлили. "Путь меча" (тоже трилогия, насколько я помню) - захватывали в "около тридцати", но одного перечитывания потом хватило, там самым "сладким" показалось только изложение событий, но такого уж погружения, как в вышеперечисленном - не было. Есть еще отличная дилогия в соавторстве с Валентиновым "Армагеддон был вчера" - поразительная вещь, но с категоричным анхеппиэндом, не люблю такое ((. Вообще много получилось, и это еще не все... Что не понравилось, категорически - "Шерлок Холмс против марсиан" (прочла всю), дилогия "Циклоп" - так и не смогла прочесть, начинала несколько раз. Нопэрапон и Шмагия - тоже трудновато, не перечитывала. То же самое - трилогия про Одиссея. Первые две книги прочла и потом не перечитывала, третью осилила на треть и завяла - безнадега завалила ( . Песни Петера Съялдека - не понравились пессимизмом, хотя написано хорошо....
Примерно так, на первый взгляд )
А вообще я вижу общую тенденцию: с возрастом совершенствуются и оттачиваются навыки написания, качество заметно возрастает, но текст теряет доброту и беззаботность. И добрый юмор. То есть от слова "совсем". Это не только про Олди, это про многих...
02/12/2021
@Wedi71, Большое спасибо. А "Пленник Железной горы" читали?
С тенденцией полностью согласна. Я это впервые заметила на "Гариках" Губермана.
02/12/2021
@Lemonstra,
В смысле дилогию "Сильные"?Да, обе книги. Там написано хорошо и интересная версия про зеркала Козырева. Но как-то опять же жестковато, на мой взгляд. Вот если сравнить "Мессию" и "Сильных" - в первой как-то все дружественно, ужасы прописаны тонёхонькой кисточкой, а так почти все персонажи милые и ... порядочные, что ли, даже Князь Ада. А во второй - подземелья, "жутики" - злые, уродливые, все норовят сожрать или разорвать... Понятно, что это и есть правда жизни, но.... хотелось-то другой жизни! Хотя и в Сильных Страшное Чудовище становится в конце концов, практически, родственником, да и оказывается не таким уж(!) страшным... Читала несколько лет назад, надо бы перечиттать, это я впечатления рассказываю, может, где-то и напутала....
02/12/2021
@Wedi71, спасибо )
02/12/2021