Мачете нам в руки!
В ответ на Анжеликину заметку о модном и комментарии к ней
Что такое модное чтиво? В чём отличие "модного" от "разрекламированного"? Я не понимаю вот это "вся Москва читает". Почему она читает? Кто сказал?
По своим сусекам поскребём: что модного я читала, потому что было модно?
- Пауло Коэльо? - о да! Взяла в руки, потому что модно - плюнула после первой полкниги (кажется, это был "Алхимик", может и нет, но что же ещё? )
- "Код да Винчи" - это уж точно "вся Москва читает". Для меня тогда, когда он вышел, "вся Москва" - это было всё русскоязычное население Северный-Рейн-Вестфалии, в одном из городов которой я была аспиранткой. Поплевалась и решила никогда больше к Дэну Брауну не возвращаться. (Теперь в хотелках висит "Происхождение" и даже в читалке висит - что оно там делает? Не иначе как на случай атомной войны или необитаемого острова припасено, когда совсем читать станет нечего).
- Акунин с Фандориным - в то же самое время, но!.. Попадание в яблочко! Мы печатали в универе на казённой бумаге и утаскивали домой (на аспирантскую зарплату в заграницах русских модных книг не напокупаешься!), электронных книг тогда ещё не было или были слишком дороги. До сих пор на чердаке эти все распечатки про Фандорина пылятся - это ж всё же книги, жалко выкинуть!
- Элена Ферранте - все полки немецких книжных магазинов завалены "Неаполитанским квартетом". Скачан русский перевод, прочитана первая книга,... - э-э-э что это было? Почему "вся Москва" это читает? Недоумение. Оставшиеся три книги удалены из читалки "до лучших времён" (дай бог, чтоб они не настали!).
- Владимир Сорокин "Теллурия". Боже! Что это было? Зачем? Почему? Предупреждал меня продавец в книжном магазине, что оно мне не надо, не послушала, купила задорого, ведь "вся Москва"- ж! В следующую поездку в этот магазин отвезла и умоляла взять обратно! Безвозмездно! (Взял, - так и быть! - разрешил мне за то, что я ещё 10 книг купила, выбрать с полки "неликвидов" одну бесплатно - угадайте, что я выбрала?*)
- Тот же книжный продавец из предыдущего пункта сказал мне про "50 оттенков серого", что оно мне не надо. На этот раз я его послушалась, и правильно сделала. Плевать, что "вся Москва"! (Спасибо, добрый человек! Букмикса в моей жизни тогда ещё не было, но добрые люди встречались!)
- Гарри Поттер - сначала были попытки читать на немецком и на английском, но всё это не покатило, пока я не обзавелась изданием РОСМЭН (муж купил, спасибо ему за такие эксцентричные выходки!) - вот тогда случилась любовь с
первого,второго,третьего взгляда! А как же, ведь "вся Москва"-ж! - "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина - в аудиоверсии не покатило. Жду второго и третьего взгляда. Это ж тоже "вся Москва" - или уже нет? Проблема ещё в том, что я, как правило, экранизации не смотрю, и вообще, в кино хожу редко, а телевизор в нашем доме пока только мультики показывает. Но когда-нибудь - дети вырастут - придёт моё время и я всё наверстаю и будет у меня, как у "всей Москвы" с этими самыми сериалами и экранизациями. Тогда ещё в Кинорулетку поиграем?
- Букмикс открыл для меня новые горизонты - тут своё модное. И это модное по большей части опять попадает в яблочко, но теперь ещё сначала моего "внутреннего стража" надо пройти - об этом ниже. Так вот, модным были "Петровы в гриппе", Водолазкин, "Текст" Глуховского, Фредрик Бакман. Не очень повезло мне с Джоэлем Диккером и "Историей пчёл" Майи Лунде - но я точно знаю, что одновременно с нами тут на Букмиксе это было модно и в немецких книжных магазинах.
Больше ничего не наскреблось личного модного. Но! Заметила такой феномен: мой собственный литературный вкус уже сформирован, и он, как пограничник, стоит на страже и многое то, что считается модным и многие хвалят, этот стражник не впускает ко мне.
Обратите внимание: если в личном списке прочитанного модного преобладает негативный опыт, то это нормально! Классику давно за нас отсортировали и сопутствующий шедеврам шлак все давно забыли. А ныне модное мы всё через себя пропускаем - фильтрами работаем для будущих поколений.
Поэтому предлагаю: читаем модных и немодных и пишем о них рецензии и сами делаем их модными или не модными, и превращаем Букмикс в законодателя мод! Место, я так понимаю, не вакантное, но давайте сначала посмотрим, кто же у нас законодатель? Издатели? Киношники? Блогеры? Критики? Эй, посторонитесь, пожалуйста, Читатель идёт! Мы устроим следующий Сезон Чёрной метки по новинкам и напишем 115 рецензий и сделаем модными тех, кого захотим! Если не мы, то кто же?
Итак, вперёд в литературные джунгли!

* с бесплатной полки "неликвидов" я выбрала Джона Апдайка "Кролик, беги" - не модно, но зато и не пожалела.
Точно! Я забыла рассказать, как избежала встречи с "Кодом да Винчи". Даже в журнале "Гламур" (!) было сказано, что это Умберто Эко-лайт. Ну и я такая: "Никакого лайта, только хардкор!"
09/06/2022
@Aнжелика, кстати, "Имя розы" тоже когда-то было ультрамодным. Но мы-то знаем, что Умберто Эко - вне понятий времени и моды?
09/06/2022
@Ирина75, сложно оценивать то, что не застал, поскольку родился позже. Я-то про него из литературной энциклопедии узнала. То есть не от простых смертных, которым я редко доверяю, а от каких-то солидных людей, которым я доверяю гораздо чаще.
09/06/2022
@Aнжелика, но "Имя розы" уже на моей памяти было популярным. Посмотрела: роман впервые опубликован в 1980 году. Значит популярность, про которую я помню, была связана с экранизацией - с Шоном Коннери в главной роли, помнишь?
09/06/2022
@Ирина75, я думаю, что именно так - из-за экранизации была какая-то из волн. Тем более вряд ли в СССР Эко появился в 1981 году. Я фильм не видела, и не помню, когда про него узнала. Для меня поводом прочесть была именно энциклопедия.
10/06/2022
Ну и, собственно, по теме. Про мачете мне понравилось!
09/06/2022
@Aнжелика, добро пожаловать в ряды законодателей мод!
09/06/2022
@Ирина75,
10/06/2022
Апдайк был моден в СССР с середины 60-х и в 70-х, зуб даю))
09/06/2022
@Аппиан, придётся верить тебе на слово. Наверное, в Америке был моден? Или и в СССР просачивался?
09/06/2022
@Ирина75,
приезжал в СССР в 1964 г по программе взаимных визитов американских и советских писателей, таким образом его стали официально переводить и издавать в журналах и книгами.
09/06/2022
@Аппиан, ага, вот откуда «модность» может происходить!
09/06/2022
мода - фигня))), главное: нравится-не нравится. Модное может понравится. а может - и нет. Ну и к чему тогда сам термин? он неудобный и за ним ничего не стоит. Пустышка.
09/06/2022
@Гульнара-anna, напишите об этом в наш Конкурс заметок!
09/06/2022
Модное это и есть разрекламированное. А если рекламщику заплатить, то он что угодно назовет "потрясающим и необходимым к прочтению".
09/06/2022
@Lemonstra, я-то вот не знаю, так оно или нет, но мне кажется, что тут найдутся несогласные с этим мнением. Поэтому и спросила.
09/06/2022
@Lemonstra, с первой фразой не соглашусь)) На примере книг, упомянутых в заметке: "Код да Винчи" читали и обсуждали все вокруг, но рекламы его я не помню. Как-то само собой и по сарафанному радио разошлось. А "50 оттенков серого", напротив, лезло со всех рекламных плакатов, но всем было пофиг.
16/06/2022
@Юльче, а я смутно помню, как "Код да-Винчи" Владимир Соловьев рекомендовал. Он тогда на "Серебряном дожде" работал.
16/06/2022
@Аппиан, нет, ну кто-то где-то про него говорил, разумеется, откуда-то информация просачивалась. Но с "оттенками"-то было так, что в метро едешь, а весь свод над эскалатором - в постерах с рекламой книжки!
16/06/2022
@Юльче, о "Коде" очень много говорили, была масса статей о том, что церковники чуть ли не запрещали эту книгу, что там чуть ли не религиозный переворот. Ажиотаж большой был.
16/06/2022
@Юльче, о "Коде" очень много говорили, была масса статей о том, что церковники чуть ли не запрещали эту книгу, что там чуть ли не религиозный переворот. Ажиотаж большой был.
16/06/2022
@Юльче, о "Коде" очень много говорили, была масса статей о том, что церковники чуть ли не запрещали эту книгу, что там чуть ли не религиозный переворот. Ажиотаж большой был.
16/06/2022
@Юльче, о "Коде" очень много говорили, была масса статей о том, что церковники чуть ли не запрещали эту книгу, что там чуть ли не религиозный переворот. Ажиотаж большой был.
16/06/2022
Слушай, а это идея, сделать сезон "Черной метки" по "модным" писателям. Собственно, в рамках этого конкурса определится основной список "модных", ну и каждый своих может предложить. Мне было бы любопытно прочитать черную и белую метку на Дарью Донцову, может быть сама бы даже вписалась на такое ради эксперимента )
09/06/2022
@lusinda_lusinda, это надо назад лет на двадцать вернуться
09/06/2022
У меня с тобой, в принципе, совпадают взгляды на перечисленных тобой "модных":
09/06/2022
@lusinda_lusinda, на целую собственную заметку накатала! Иди оформляй, может ещё что-нибудь вспомнишь. Например, а что сейчас модно?
09/06/2022
@Ирина75, да сейчас много всего разного, какие-то книги становятся популярными, но на пару месяцев, потом их место занимают другие. Например, одно время была популярна книга Джона Марса «The one. Единственный» изо всех углов о ней трубили. Но эти тренды хорошо заметны в инстаграме, на БМ это неочевидно, тут все разное читают.
А вот в 90-00-е действительно по книжным прилавкам можно было выделить модных писателей, т.к. 70% составляли они, а 30% - всякие другие.
Вспомнила ещё Мураками, Макса Фрая, Бернара Вебера, Чака Паланика, Милана Кундеру.
Заметку у меня особо нет времени писать, это размышлять надо, выклвдывать )) а у меня ещё статистика сезонных не выложенная томится в заметках, т.к. надо ещё несколько часов на оформление потратить.
11/06/2022
@lusinda_lusinda, спасибо, что находишь время высказаться! Я имела в виду: на заметку бы лишь немногим более времени ушло, чем на подробный комментарий
11/06/2022
@lusinda_lusinda, мне приходилось с подругами на фильмы 50 оттенков ходить. На одну из частей с нами в кинозале оказались бабульки с дедульками лет под 70. Человек 6-7 их было. Так они такое удовольствие получали от фильма. Хихикали, говорили кто там где из актеров не доиграл, где кто переиграл и в каких местах надо было жестче делать происходящее.
11/06/2022
@Mary Aaron, хм, ну в качестве развлекаловки фильм можно 1 раз посмотреть, местами даже забавно было. Но вот продолжение смотреть или читать про это не хочется.
11/06/2022
@Mary Aaron, оооо, так значит, не только моя мама в эту волну попала! Это Пенсионный фонд отличился, пенсионерам подарили бесплатный поход в кино, на эти вот 50 оттенков. Моя мать с местными пенсионерками как раз ходила, мы все ржали над "целевой аудиторией"
13/06/2022
@Стопченко, серьёзно?!? Звучит как анекдот))))
13/06/2022
@Aнжелика, абсолютно серьезно! не знаю, везде ли так было, или только в конкретном подмосковном городке, но так было
14/06/2022
@Стопченко, прекрасная история. Спасибо)))
14/06/2022
@Стопченко,а мы сами ещё удивились, что там Пенсионный Фонд приходил, посмеялись ещё над ними. В итоге это была запланированная акция. А мы на это кино пошли, так как нам тоже за 50р студентам на этот фильм дали сходить перед парами. Подруга по какой-то акции нашла. Это было только в одном кинотеатре на Новокузнецкой. Подпольный массовый проект просто какой-то студенто-пенсионерский.
14/06/2022
Классная заметка, Ира))) Интересно было сравнить, совпадает ли список с моим))
Код да Винчи в моей жизни был. Совершенно проходная книга, которая запомнилась мне исключительно тем, что моя совершенно не читающая подруга у меня её выпросила. И даже её мама, встретив меня на улице, замолвила за неё словечко, хотя я не отказала, просто просила прочитать побыстрее, так как книга была библиотечная.
А. Акунин читан недавно и сильных впечатлений не произвёл.
И всё ))) В Поттериану нос ещё не засовывала, Песнь пусть сначала допишут. Ферранте не моё даже по отзывам, почему Коэльо мимо прошёл, не знаю, наверное я в то время только фантастику читала)
А вот в букмиксовский период я многое "понадкусывала" и ещё больше впереди.
09/06/2022
@Nаtалка, так, осталось тему «модные писатели» с этим увязать. А то я так и не поняла, как у тебя с ними?
09/06/2022
@Ирина75, да как обычно )) В хотелки добавляю, но добираюсь до них, только когда про них уже все забывают ))
15/06/2022
Мне кажется, что для "модной" книги - некий налет снобизма и избранности должен быть... Ну чтоб в любой тусовке не стыдно сказать было "Как вам у Умберто вот этот пассаж понравился?" Донцова и Код да Винчи - эт все-таки больше массовая литература для развлечения. Ну а про 50 оттенков - я даже не представляю себе формат тусовки, в которой это обсудить можно было бы.
09/06/2022
@гравицапа, вот не уверена про снобизм и избранность, что-то мы всё в одну кучу смешиваем, но как же всё-таки:
разрекламированные = модные
или
избранные = модные?
или ни то ни другое?
09/06/2022
@Ирина75, не знаю, Ир, никогда особо не интересовалась этим вопросом. Но по моим ощущениям нельзя назвать ту же Донцову модным автором. Да, многие её читали, некоторым-нравится. Но вот чтоб кто-то её рекомендовал или гордился тем, что прочёл все её книги, цитировал или вспоминал её книги при случае - не представляю. По мне модный = популярный с налётом элитарности. Распространённый, чтоб не быть автором только для узкого круга мыслителей, но при этом и не каждый до конца дочитает.
09/06/2022
А с модными авторами в Чёрной метке классная идея. Только этих авторов нужно сначала определить, мне кажется. Только сейчас модные, или все какие были, вне зависимости от времени...
09/06/2022
@Nаtалка, давайте тех, которые сейчас модные. Я тогда хоть что-то прочитаю из новых трендов:))) А то так и останусь деревенщиной неотесанной:))
09/06/2022
@гравицапа,
я за! Может, хоть до какого-нибудь доберусь )) А то в хотелки напихано, а дойду я до них, когда про них уже все забудут )))
09/06/2022
@Nаtалка, сначала надо текущий Сезон провести, потом будем про следующий мечтать. Марш читать юбиляров!
09/06/2022
@Ирина75, не. В этом сезоне я не потяну дополнительной нагрузки ( У меня на работе аврал открылся...
15/06/2022
@Nаtалка, на самом деле, можно было просто посмотреть авторов, которых ты сейчас вот прямо читаешь или в ближайшее время начнёшь - нет ли там юбиляра. Писать-то ты всё равно пишешь про всё прочитанное. В следующем Сезоне так примерно и сделаешь )
Аврал как пришёл, так и уйдёт. А о душе всё равно заботиться надо. В смысле, книги хорошие читать.
15/06/2022
@Ирина75, так я и смотрела. Специально. Думаю - вдруг совпадёт. Все планы на год перерыла - нету таких ((
Конечно пройдёт )) Правда ближе к зиме )) Ну да впереди ещё отпуск. А за анонсами я слежу. Обязательно ещё поучаствую, конечно.
15/06/2022
@Nаtалка, прости, что я тебя недооценила!
15/06/2022
@Ирина75,
Я в этом году после твоей заметки и по твоим рекомендациям свои планы составляла. Чтоб получилось закрыть и алфавит, и цифропад, и марафон ))) Ну и другие активности туда же стараюсь пристроить, чтобы точно всё успеть.
15/06/2022
@Nаtалка, после той, где мои планы на марафон? Эти планы не особо осуществляются: меня здешние рецензии часто кидают в сторону от намеченных планов. Да и КОК выбрал совсем другие книги. Но это ничего! Главное - не забывать получать удовольствие от чтения ))
16/06/2022
@Ирина75, это да.
Но меня в самом деле немного напрягает возможность не успеть закрыть все запланированные активности.
Поэтому в этом году я гораздо осторожнее кидаюсь участвовать в Тематических, книге и авторе месяца, если невозможно подобрать подходящую книгу из уже запланированных на год, или пристроить их к какому-нибудь пункту на худой конец )
16/06/2022
@Nаtалка, а я с этим боролась. Страх что-то не закрыть, убивающий возможность читать спонтанно, мне в один момент очень надоел. Теперь пофиг на активности)) а в первый раз было чувство, будто экзамен провалила
16/06/2022
@Silencer, а я к этому планированию совсем недавно пришла )) Поэтому, хотя необходимость читать по пунктам и напрягает немного, но ещё не до такой степени, чтобы от него отказаться.
У меня ещё очень много хотелок накопилось, планирование хоть как-то помогает их освоить...
16/06/2022
Отличная заметка! Мне тоже про мачете понравилось)) И двумя руками поддерживаю идею, чтобы букмикс стал законодателем книжных мод: я тогда хотя бы приблизительно буду знать, что нынче в трендах))))
10/06/2022
@Leka-splushka, спасибо! Я думаю, ты и так приблизительно знаешь. Думаешь, где-то вне поля нашего зрения варится какая-то другая каша? Я не думаю.
10/06/2022
@Ирина75, варится. У нас тут не было повального чтения Мятной сказки, когда её читали везде и все.
10/06/2022
@Silencer, Мятной сказки - нет, а вот сразу следующей за ней книги автора - да.
10/06/2022
Сходила посмотрела, что это был за автор и поняла, что спутала Александра Полярного с Алексеем Поляриновым. Вот этот был модный.
10/06/2022
@Ирина75, у нас тут Поляринова читали, а везде - Полярного)) так что все-таки обошла эпидемия
10/06/2022
Отличная заметка вышла!

По коду да Винчи ничего сказать не могу, но по Дэну Брауну и его Происхождению были такие завалы в магазинах, когда он только вышел. И не только на полках, но и где касса, за продавцами стопками лежали. Цена была дорогущая и подруга расстроенная не стала покупать. А через неделю-полторы мы пошли с ней сдать книги в букинистический и там лежал за 100р новенький Браун, тоже, видать, кому-то не зашедший.
По Гарри Поттеру у меня только 1 книга прочитана. Я им так и не прониклась, зато Перси Джексон улетел враз, в своё время.
Игра престолов отдельная тема.. Я купила первую часть книги, прочитала страниц 100 и ко мне приехала тётя, которая забрала книгу себе. Так книга у неё и осталась и новую я покупать не стала, в электронке читать тоже, равно как и смотреть сериал. Потому что я приходила в институт и все перемены, каждый день на повестке дня 2 темы у однокурсников: сериал "Игра престолов" и сериал "Дневники Вампира". Обсуждалось это так эмоционально, что мне не требовался просмотр сериалов. Хочешь не хочешь, но я узнавала всё что там происходило.
Ещё по поводу модного чтива, позавчера смотрела эфир с Михаилом Шахназаровым и он рассказал, как отправил в АСТ рукопись и как в письме ему написали, что жанр рассказов сейчас не в моде, а в моде роман, да не простой. Ему сказали, что там с кем должно быть. И он отправил им ответочку с тем, что там с кем и когда должны делать. Хотелось бы это письмо увидеть конечно.
11/06/2022
@Mary Aaron, означает ли это, что ты читаешь «мимо мейнстрима»? Думаю, нет. Так вот и не понятно, что такое мода…
11/06/2022
Доброго дня.
Докину пару мыслей в тему заметки:
1. В чем разница между "модным" и "разрекламированным"?
Модный - Пользующийся в данное время всеобщим вниманием, признанием, успехом, получивший широкую известность.
Разрекламировать - Рекламируя, расхвалить, сделать известным; сделать, дать о ком-чем-нибудь слишком много реклам.
Т.е. в "модном" уже присутствует оценка потребителей (читателей, критиков и т.д), а в "разрекламированном" - ещё нет
2. В разных социальных кругах могут быть свои "модные" и "разрекламированные".
Например, посмотрела я на Букмиксе книгу Эрика Берна "Игры, в которые играют люди" - 6 рецензий, 10 отзывов. Не густо. Хотя первая фраза аннотации гласит: "Перед вами одна из культовых книг по психологии человеческих взаимоотношений" и я знаю тех людей, которые читали и уверены, что это "must read".
12/06/2022
@Любава-Любовь, спасибо! Добавлю только, что текст аннотации часто вообще ничего не значит, нередко врет и никакой не показатель ни для чего.
12/06/2022
Сотворить писателю имя и сделать его читаемым! - Блестящая мысль, Ирина. Лучшей цели для книжного сайта не найти. Определение "модный" к писателю лично меня всегда коробило, и сейчас я его никак не могу принять. С удовольствием прочитала Вашу заметку, много созвучного нашла.
15 дней 6 часов 37 минут назад
@sibirjachka, спасибо, Людмила! Давненько Вас тут не было. Я рада, что Вы снова нашли для нас время! Включайтесь!
15 дней 6 часов 12 минут назад
@Ирина75, скучала, но не было возможности, надеюсь, что восстановлюсь и поднимем Вашу идею на
щит ,на кончик пера.14 дней 7 часов 23 минуты назад