Высокая и низкая скорость чтения - плюсы, минусы, подводные камни
Я совсем недавно в проекте БукМикс и пока что часами брожу по рецензиям, блогам и страничкам людей. Очень приятно быть здесь в таком теплом комьюнити :)
В процессе серфинга на портале заметила, что у всех совершенно разнообразное количество книг, прочитанных в рамках даже 2023 года. И в очередной раз задумалась, на сколько же по разному все читают: когда один читает 2-3 книги в месяц, другие начитывают 15-20!

Расскажу о себе: сама я всегда предпочитала свой меленный темп. Я благодаря своей крайне бурной фантазии будто смотрю кино, когда читаю книгу, но из-за этого читаю довольно медленно, мечтательно. Иногда мне даже кажется, что я вижу в своем "кино" даже больше, чем написал автор. И с точки зрения удовольствия в процессе меня это полностью устраивает! А вот с точки зрения книжного шкафа, заполненного произведениями, которые я хочу прочитать, и жизни, которая вполне конечна, мне бы хотелось ускориться!
Столько замечательных произведений нечитано! А читая по 2-3 книги в месяц я не прочитаю даже половины своих хотелок и купленных кирпичиков (чего только стоят Маленькая жизнь и Бесконечная шутка, просто насмешки над моей скоростью! ).
Кто осваивал скорочтение? Поделитесь опытом! Или может быть вы читаете быстро, но другим способом? Я подумала, что может быть хотя бы в нонфикшене можно прибегнуть к данному методу?
Или вы тоже предпочитаете медленный темп? Какие аргументы будут в пользу него?
По моему скромному мнению, скорочтение - это что-то, что можно применять, когда читаешь не для удовольствия. А я и художественное, и нон-фикшен читаю именно для удовольствия.
Из своего опыта могу сказать, что скорость чтения зависит от книги. Когда берёшь что-то лёгкое, без изысков, например, детектив какой-нибудь, то это читается очень быстро. А если читаешь что-то серьёзное, то быстро не получается. И настроение нужно особое, и не быть замученной работой, чтобы иметь силы осмысливать.
18/03/2023
@Aнжелика, вот и меня тоже мнение, что скорочтение подходит для чтения не для удовольствия, но периодически натыкаюсь то на курсы, то просто на чьи-то мнения, что мол можно читать скорочтением, но не теряя смысла и полностью пропуская прочитанное через себя, поэтому периодически думаю, что может все таки есть какая-то техника, которая повысит скорость без снижения удовольствия)) хотя вряд ли это возможно, конечно)
А про скорость в зависимости от жанра и типа книги, конечно, согласна! На прошлой неделе читала триллеры - три штуки за неделю! А на этой неделе читаю Петровых в гриппе, идет еле-еле. Не дошла даже до половины. Еще и описания всего такие живые, и что самое, наверное, важное, знакомые, что просто полет фантазии уносит и не могу сдвинуться с места)
18/03/2023
@PURPLEBLUEBOOKS, курсы, *****! 90% этих курсов - это идиотизм.
Просто "Петровы" - это хорошая и не самая простая книга. В этом и прелесть. Придётся смириться с тем, что все книги не прочитаешь. И делать выбор в пользу качества, а не количества.
18/03/2023
@PURPLEBLUEBOOKS, Всё индивидуально, конечно. Я "Петровых" проглотил в два присеста.
19/03/2023
@Mаpат,здорово! А я прям медлю, тяжело идут :(
19/03/2023
@Aнжелика, Именно так.
19/03/2023
Мне кажется дело не в скорочтении, а в:
А) Размере. Книги бывают разные: например, в обеих около 250 страниц, но в первой большой шрифт, увеличенные интервалы между строчками и гигантские поля, а во второй – маленький шрифт без отступов и почти без полей. Угадайте, какая книга прочитается быстрее?
Б) Времени. Кто-то читает каждый день по полчаса, кто-то по 2 часа. Кто-то, например, залипает в соцсетях, а другой вместо этого при каждой возможности хватается за книгу.
В) Формате. Электронная книга всегда под рукой, можно читать с планшета/телефона. Да, небольшую бумажную книгу тоже можно взять с собой, а вот кирпич уже не получится. Кто-то вообще предпочитает аудиокниги, которые не мешают делать ещё какое-то дело одновременно, ставят скорость воспроизведения в два раза быстрее, соответственно, и книгу "дочитывают" в 2 раза быстрее.
Г) Жанре. Если хочется разгрузить голову, то читать, скорее всего, будете что-то лёгкое и несерьёзное, где вникать особо не надо.
18/03/2023
@SollMee, здорово вы все по полочкам разложили!
Кстати, пробовала аудио формат всего один раз, поняла, что через 10 минут повествования оно на столько становится фоном, что я вообще не слышу и не слушаю, что там к чему. Либо надо сидеть и слушать просто глядя в одну точку)))
18/03/2023
@PURPLEBLUEBOOKS, это да, аудиокниги кто-то вообще не воспринимает, кто-то засыпает)
*ко мне можно на "ты", если что ;)
18/03/2023
@SollMee, на ты - принято! :)
я вот да, под аудио вполне могу заснуть, а вот читая книгу, буду до упора, даже держа глаза рукой, чтоб не закрылись, продолжать читать
18/03/2023
@SollMee, абсолютно согласна. По всем пунктам
И добавлю
а) в размере: кто-то прочитал одну книгу, но 1000 страниц, а кто-то 5 повестей страниц по 200 ))
А по итогам один пафосно прочитал 5 книг в месяц, а другой скромную 1 книгу )))
б) времени. 2 часа - это еще мало. Если книга интересная, и ночь напролет - не жертва))
В любом случае, этот пункт мне кажется основным: сколько времени вы готовы потратить на чтение и от чего ради этого отказаться.
в) да, ускорение аудио - это то что нужно. Но я ускоряю не ради того, чтобы быстрее прочитать, а потому что меня бесят "мхатовские паузы" и медлительность чтецов. На нормальной скорости я или засыпаю или отвлекаюсь, а 0.75 или больше ускорение почему-то улучшают мое восприятие текста на слух.
г) жанр - однозначно да.
А еще бывает от настроения зависит и от восприятия книги. "Волшебник Земноморья" в 200 страниц я вымучивала неделю, а следом взяла дилогию "Голодная бездна" в 700 страниц и прочитала за 3 дня.
19/03/2023
Мне кажется, дело не только в скорочтении. Кто-то слушает в аудиоформате почти все время, во время готовки, уборки, в дороге, так получается больше книг, но лично мне это не подходит, только легкое чтиво получается, но это 1-2 книги в год.
Кто-то просто может делает перерывы большие между чтением книг, чтобы осмыслить. Я сейчас как закончу книгу, сразу беру другую, ну может 1-2 дня перерыв, а кто пару недель или даже дольше может не читать. Я за все время обучения в университете всего пару десятков художественных прочитала, т.к. читала в свободное время лекции, учебники и тех. литературу, как-то художка не лезла уже.
Зато как закончила, прорвало))
18/03/2023
@Люсиндa, а я очень много читала в школе! Но в 10-11 классе меня так отвратила от чтения ужасная преподавательница по русскому и литературе, что я потом пока училась в университете, вообще не читала! Ну может 10 книг за 6 лет! Хотя конечно чтение литературы и материалов для учебы тоже влияло.
Но потом видимо страсть к чтению взяла верх))) и в итоге я сначала начала заниматься покупательством книг, каюсь, многие лежали в итоге не читанными😂 но все таки сейчас вернулась к чтению с радостью, любовью и попыткой нести свои идеи в массы😊
18/03/2023
Как меня волнует эта тема, знали бы вы! Опыт знакомой, которая (на моих глазах) прочитала книгу за 1 час, не даёт покоя. Она научилась читать абзацами на спор, а я только мечтаю об этом. Но, видимо, с художкой и серьезными (философскими, религиозными) книгами так нельзя. Нет развития. А новости и прочую шелуху сканирую не вчитываясь. Смирилась с тем фактом, что если хочу получить удовольствие от всех прикрас автора, то нужно вчитываться, а значит, тратить много времени, ничего не попишешь. Стараюсь подбирать только т.н. "достойные" книги, потому что невыразимо жаль тратить время на пустышки, которые забудутся через неделю. Бывает, что скорость чтения зависит и от настроения. Уже смирилась с тем, что не смогу читать 15 книг в месяц. Нужно знать свои способности и предпочтения.
18/03/2023
@julia_sz,моя поддержка вам🙏🏻 полностью разделяю ваши рассуждения, про «достойные» книги - тоже стараюсь именно так подходить к выбору, а поэтому кстати почти все книги оцениваю на 4-5, что кто-то может подумать, что я не объективна, но на самом деле это результат мук выбора😅
18/03/2023
Для меня это тоже больная тема. У меня получается прочесть 1-2 книги в месяц, а хочется успевать больше. Ведь так много интересных книг и незнакомых авторов. Мне кажется, что при скорочтение читатель упускает атмосферу книги. Если это так, то в чем смысл чтения? Я же читаю для удовольствия, а не для количества прочитанных знаков.
Я пробовала слушать только детективы. К сожалению, во время слушания Я все время отвлекаюсь. Поэтому мне такой метод чтения не подходит.
19/03/2023
Я считаю скорочтения, сокращенные тексты, пересказы и адаптации Абсолютным Злом. Вот так, да, злом с большой буквы ))))
Причем не только для развлекательных книг, но и для образовательных. Если читать по диагонали, скорей-скорей, то обязательно что-то упустишь или даже что-то поймешь превратно. Убеждена, что надо или читать со всем вниманием или не читать книгу вообще (если в ней одна "вода", например).
Да, всего не успеть. Да, с этим приходится смириться. И если читать 1-2 книги в месяц - не успеть, но и если читать 20+ книг в месяц - не успеть все равно. "Илиада", "Речные заводи", "Старшая Эдда"... - если задуматься, с каких веков человечество начало создавать прекрасные книги, и что новые замечательные книги продолжают выходить, и что огромный пласт литературы экзотических стран становится доступен благодаря интернет ресурсам... Нельзя объять необъятное ))
Мысль, что всех книг не перечитаешь, позволяет мне с наслаждением перечитывать любимые истории по десятому разу и не страдать от того, что на полке покрывается пылью нечитанная новинка )))
Если что, я как раз из тех, кто читает 20+ книг в месяц. Но я не читаю быстро, я просто много трачу времени на книги и мало - на все остальное. Не смотрю тв, не посещаю соцсети (кроме букмикса), почти не встречаюсь с друзьями и родственниками, не убиваюсь до потери сил при уборки квартиры (как моя мама убивается, например). У меня нет огорода, капризных комнатных растений, домашних животных, маленьких детей и недееспособных родственников, которым нужен уход. Еще и не работаю сейчас, так что могу себе позволить, например, читать 12 - 18 часов подряд, а домашние еще и покушать приготовят ))
Да, из-за игр букмикса я стала читать больше. (Раньше читала где-то 10-15 книг в месяц). Но чтобы читать больше, я бросила рисовать. Все по Ломоносову: если где-то прибыло, значит где-то убыло.
19/03/2023
@Leka-splushka, завидую по поводу читать 12-18 часов и домашние готовят покушать
Я тоже отрицаю скорочтение, если речь идет о потере сути, внимания и т.д. Но вроде бы говорят именно о том, что мозг способен обрабатывать информацию быстрее и нужно только к этому привыкнуть.
Тема о скорочтении вызвала такую бурную дискуссию, что мне, похоже, пора устроить эксперимент :)
19/03/2023
@PURPLEBLUEBOOKS, с экспериментами на открытом мозге надо аккуратно )))
Я тоже слышала, что мозг не загружен на полную, работают только 5% и надо нагружать, да. А еще я лично видела двух человек, которые перегрузили мозг и что-то у них внутри поломалось. Одна девочка училась в институте со мной. Была отличницей, все старалась выше головы прыгнуть, а на 4 курсе врачи запретили ей учиться вообще. И сосед наш. Он вообще гением считался, перспективы, предложения уехать на лучшие условия в другие страны... а потом адские головные боли и никому кроме жены не нужен.
Такие вот страшилки.
20/03/2023
Когда в апреле 2020 мы сели на карантин, я работала из дома, но количество работы очень резко сократилось. Тогда за месяц я прочитала 17 детективов Влады Ольховской. Не помню вообще ничего, кроме желтой Хонды Фит главной героини. А в мае этого же года я читала "Сагу о Форсайтах" - т.е технически за месяц была прочитана только одна книга - но сколько от нее осталось эмоций, сколько мыслей. Вообще не очень понимаю гонку за количеством. Это же для удовольствия, зачем можно заставлять себя? Ну не читается в этом месяце - и ладно, значит в жизни другие интересные вещи происходят
20/03/2023
@GraFiKa, ну вы все таки сравниваете проходное чтиво и хорошие книжки. А я сравниваю хорошие и хорошие) Именно таких хороших и хотелось бы прочитать больше) гонка не за самим количеством, а именно за познанием. Проблема же стоит не в том, что прочитаешь маленькое количество книг, а в том, то не успеешь прочитать то, что хотел.
20/03/2023
@PURPLEBLUEBOOKS, я смирилась с тем, что не успею прочитать все хорошее, что написано)
20/03/2023
Мне кажется скорочтение - это для студентов филфаков, когда надо гору книг прочитать по учебе. Там уж не до удовольствия. А при чтении художественной литературы скорочтение - зачем? Два замеса в смену, три замеса в смену...
И я тот самый человек, что любит аудиокниги. Наверное потому, что в детстве часто слушала радиоспектакли. ))) И я не представляю прокрутку аудиокниг на скорости. Это какая-то пародия получается, гномики что-то начитывают. ))) От чтеца зависит очень многое, от некоторых аудиокниг я отказалась, поскольку их читают чтецы, которые мне не нравятся и их манера чтения раздражает. Паузы, пришепетывания, а иногда и сам тембр голоса бесит.
20/03/2023
Смотрю на свои полки и на папки на компе и тоже грустно становится
Надо как-то расставлять приоритеты, искать лазейки, когда можно урвать время и почитать, учиться слушать аудиокниги, с подкастами уже получается. Стараюсь дочитывать все книги и если идет туго, то хотя бы, скажем, 20 страниц в день, все же лучше, чем откладывать на потом и вообще не читать. Так была осилена "Война и мир", так начинала читать на немецком. Можно искусственно раздуть прочитанное всякими рассказами, пьесами, да пусть даже и комиксами, но зачем обманывать себя?
К чему еще надо прийти - перестать откладывать потенциально хорошие хотелки на потом и не читать вместо них потенциально менее интересное. То самое "не читаю, берегу". Ну и не помешает пересматривать список к прочтению и не боятся удалять что-то потерявшее актуальность.
Я в этом году решилась сразу на несколько книжных игр, чтобы немного облегчить выбор следующей книги и в то же время пересмотреть свои списки и полки. Посмотрим, что из этого выйдет.
22/03/2023
@WolfsSeele, интересная мысль - "не читаю, берегу"! Поняла сейчас, что тоже так делаю! Как будто жду подходящего момента для конкретной книги. Только вот оно никогда не настает( интересно, что с сервизами такого нет :DD а с книгами оказывается осталось)
Тоже в этом году впервые вступила в игры! Действительно, посмотрим! :)
22/03/2023
@PURPLEBLUEBOOKS, справедливости ради есть такое, когда книга попадается в нужный момент и тогда это прям кайф или когда момент не тот и чтение идет еле-еле. Но незачем откладывать хорошее до лучших времен)
25/03/2023
Я хотела написать большой комментарий, потом открыла комментарии и почитала все, поняла, что уже даже 5 копеек не вставишь 😆
Всё по делу говорят!
23/03/2023
@Sham_Frost, да, точно)))
тема оказалась очень даже актуальной для многих :) очень интересно было почитать все мнения)
В общих чертах можно подытожить: мы против скорочтения, допускается только по нужде :)) стремимся не к количеству, а к качеству и с печалью смотрим на свои гигантские книжные списки "Хочу прочитать" :)
P.S. С днем рождения

23/03/2023
@PURPLEBLUEBOOKS, так точно!) книги для наслаждения!
спасибо большое, за поздравления! 🌸
24/03/2023