Нет времени на медленные танцы
В школьные годы я много читала, запоем, быстро и не особо выбирая – фантастику, детективы, приключения и прочую развлекательную литературу. А уже в университете приходилось читать много, по диагонали, выбирая основное. Поэтому в какой-то момент я поймала себя на том, что «бегу» по книге, словно стараюсь поскорее дочитать. Тогда и родилась моя концепция медленного чтения.
Эта не новая идея, что каждая книга читается в своем темпе. Классическая литература требует больше усилий, чем современная; детективы читаются быстрее, чем историческая проза, хотя, конечно, каждый случай индивидуален. Я буквально заставляла себя читать по 15 минут в день, проговаривая каждое слово. Этим я решала две важные задачи: добавила в свою жизнь регулярность чтения и заново училась вникать в прочитанное. Бывало, я успевала за раз прочитать только пару абзацев. После коротких интернет-постов, где начало и конец можно охватить одним взглядом и листать дальше, было очень сложно концентрировать внимание. Первой прочитанной в таком стиле книгой стал «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского, и это была моя первая прочитанная классика вне обязательной программы. Я заново знакомилась с теми книгами, которые в школе казались нудиловкой. Училась читать предложения полностью, а не первое и последнее слово в строке, додумывая остальное. И самое главное – я больше не ставила цель закончить книгу, я читала её и снова получала удовольствие от процесса.
Впоследствии я перенесла этот опыт на жанровую литературу, и опять-таки заметила, как много я пропускала. Существуют разные способы читать, в зависимости от цели и задач. Иногда книгу хочется пробежать, чтобы скорее узнать, чем все закончится. Иногда хочется выцепить только интересные моменты посреди ужасного словоблудия авторов. Но медленное чтение заставляет меня задумываться: каждое слово, которое использовал автор, что-то для него значило. Читать по диагонали – всё равно что слушать вполуха, отвлекаясь. Разве так получится настоящий диалог? Внимательное чтение позволяет мне лучше понимать, как текст «сделан», как построены фразы, из чего складывается авторский стиль. А ещё я могу в любой момент сделать паузу, чтобы поразмышлять над прочитанным. Когда «бежишь» по тексту, это сделать гораздо сложнее.
Кажется, будто современное поколение мало читает. Думаю, это не так. Мы читаем постоянно: новости, телеграмм, блоги – везде множество коротких текстов, которые летят, летят, летят сквозь наш утомленный информацией мозг. Поэтому я и считаю важным хотя бы в книгах уметь замедляться.
Как с этим не согласиться! Очень хорошо выразили. И в целом общество значительно ускорилось почти во всем. Погоня за эффективностью.
17/09/2023
Думаю, маятник уже качнулся в обратную сторону: тенденции к осознанности, медитации, цифровой гигиене и т.д.
19/09/2023
О да, вокруг мельтешащий мир( Все верно, нам надо заново учиться не только читать, но и жить медленнее. Печалька(
17/09/2023
Да, но ведь вокруг столько всего интересного, как тут замедляться :)
19/09/2023
Я заметил, что у меня есть особый режим чтения для детективных романов. Включается повышенное внимание ко всем незначительным мелочам, случайно оброненный фразам, нестыковкам в поведении и мозг на основе читаемого сразу начинает выстраивать различные версии. Прекрасно, если автор продумывает все детали и скрытно расставляет явные или ложные маячки-подсказки -улики для читателя, но бывает и так, что правдоподобие детектива просто разваливается на глазах из-за пары допущенных автором ляпов. А ещё бывает, что этот режим чтения детектива включается при чтении классического или современного романа и это даёт неожиданный результат. Например Набокова, который очень любил игру в ненадежного рассказчика, наверно только так и надо читать, как детектив, проверяя на достоверность каждую фразу.
17/09/2023
Звучит очень круто. Я ленивый читатель, и в детективах обычно плыву по течению сюжета. Поэтому и ненадежного рассказчика распознать трудно: автору привыкла доверять. Хотя прием этот люблю, но мне нужно, чтобы как в "Убийстве Роджера Экройда", в конце все карты раскрыли.
19/09/2023
Согласна с тем, что современное поколение читает много, но, к сожалению, это чтение поверностное и не вдумчивое. Как говорят всякие ученые - клиповое мышление, т.е. мозг ленится усваивать большой объем информации, отсюда всякие тиктоки, инстаграммы и т.п. Я не осуждаю и не защищаю - иногда даже сама за собой замечаю, что мне лень вчитываться в длинную статью. Увы, это реалии современного мира.
17/09/2023
У клипового мышления есть плюс: оно заставляет формулировать обобщенные тезисы, выделять главное. Плохо или хорошо, это наша новая реальность, и нам с ней жить
19/09/2023
@Bonama, я согласно, что это полезное качество - выделение главного, но художественные книги мы читаем не ради главной мысли, а чтобы насладиться процессом и мастерством автора
19/09/2023
Я с вами полностью согласна. Классику и современную прозу хочется читать медленно, чтобы понять авторский замысел, поступки и мысли героев. А вот детективы я читаю быстро, потому что они не требуют размышлений, я иду за сыщиками, отгадывая загадки и строя свои версии.
17/09/2023
Автор ведь тоже вольно-невольно задает темп чтения. Например, абзацы объема Достоевского, на 2-3 страницы, в современной литературе можно встретить только в какой-нибудь экспериментальной прозе. А раньше это почти обычная практика.
19/09/2023
А я по жизни медленно читаю. Возможно причина тому, что в основном приходилось читать специальную литературу. Сначала школа, потом учебное заведение, потом книги по специальности, по работе и т.д. на художественную литературу времени оставалось не много. Вот и художественную читаю медленно, вдумчиво, если что то пропущу, не пойму то перечитываю страницу, интересное подчеркиваю и даже не имеет значение домашняя книга или библиотечная. Так что на книгу 400-500 стр. уходит от 3 недель до месяца.
17/09/2023
@mkutubi, а представляете, я интересовалась шк.прог.по литературе у старшеклассников, так там в среднем около 20 наименований обязательной лит-ры и столько же для внеклассного чтения! Некоторые, короткие, а некоторые типа "Война и мир". Вопрос: неужели кто-то поверит, что при таких объемах и загруженности по др.предметам молодые люди посреди года одолеют двухтомник Толстого? Если же и одолеют, то какими темпами? Непережеванный бигмак? О чем ни подумаешь, одни вопросы...Неудивительно, что после такой учебы произведения почти полностью стираются из памяти. Если это такой прием, нацеленный на поощрение перепрочтения в будущем, то тогда хотя бы находится какой-то смысл....
18/09/2023
@Durian, зачем оставлять на учебный год? Заранее известно, что будет "Война и мир". Я специально читала летом. Не вижу особой проблемы в этом.
18/09/2023
@Aнжелика,согласна. Но не все так могут, кто-то в отъезде не хочет посвящать время двухтомникам. Могут быть другие увлечения, тоже претендующие на временной ресурс. Не знаю, не все смогут одолеть гору книг исключительно за время каникул. К тому же там список внеклассного чтения ещё...
ну, и я в целом к тому,что с такими объемами надо школьникам поспевать, чтобы не отстать совсем. О медленном чтении можно наверное забыть.
18/09/2023
@Durian, было бы желание.
18/09/2023
@Durian, я уже несколько раз в разных интервью с учителями литературы слышала, что сейчас школьники не читают полностью "Войну и мир". Учителя дают список глав , обязательных к прочтению. Я такого не могу понять.
19/09/2023
@Gala Til вырвано из контекста получается.
все равно что марафон разбить на сегменты и пробежать пару сегментов, приравняв это к полноценному марафону)))
19/09/2023
@Durian, мне тоже это не понятно. Ведь для понимания развития характеров героев необходим полный текст, плюс ещё философские размышления писателя. Я не могу вспомнить в "Войне и мире" каких-то лишних, затянутых глав. Наверное, уровень образования падает...
19/09/2023
Я привыкла еще со школьных времен читать быстро, потому что надо к уроку что-то прочесть, или книгу дали на три дня, или срок в библиотеке подходит. Сейчас нужды читать быстро нет, а от привычки отделаться не могу. Прямо хоть действительно, бери книгу и читай вслух и медленно. )))
18/09/2023
@Lemonstra, вот тут сбор пока не объявлен, но идея есть)) https://bookmix.ru/blogs/note.phtml?id=30421#comment208206 хочу попробовать))
18/09/2023
@alfred85492, неееее, не то. Я имела ввиду, что читать медленно, но не три странички в день, а сколько получится, по настроению, но медленно и вдумчиво. ))
18/09/2023