Литературные путешествия. Часть 1: Елабуга. Марина Цветаева

Села я тут на днях разбирать свои фотографии, коих скопилось какое-то устрашающее количество. И внезапно меня осенила идея написать несколько заметок о литературных музеях, в которых я была, и своих впечатлениях. Надеюсь, вам будет это интересно, и кто-то решится посетить новую для себя точку на карте

Начну, пожалуй, с Марины Цветаевой. Маленький город Елабуга в Татарстане с ней связан по печальному поводу: именно здесь, в 1941 году, оборвалась жизнь поэтессы. Марину Ивановну с сыном эвакуировали сюда из Москвы, и они поселились в частном доме семьи Бродельщиковых. И вот 31 августа поэтессу нашли в сенях, с петлёй на шее.

От Набережных Челнов, где я и находилась, до Елабуги всего-то 36 км по трассе, меньше часа пути. Почему бы и не съездить? Тем более что город богат на достопримечательности: там есть дом-музей семьи Шишкиных, музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой, развалины старого булгарского укрепления Чёртово городище, ну и, учитывая солидный возраст самой Елабуги (если верить источникам, больше 1000 лет!), интересно посмотреть и сам город.

Поисковики уверенно выдавали несколько рейсов ежедневных автобусов из Челнов до Елабуги, а 2Гис - автовокзал в городе. Ха, наивные!..
Приключения начались сразу: автобус по расписанию просто не появился, пришлось добираться с бомбилой. А по дороге мы узнали чудесную новость, что автовокзал в Елабуге закрыли. Вот так, нет его теперь, и всё. Люди ездят с "таксистами", а автобусы как бы есть, но они ходят через раз, ломаются постоянно и отменяются, и от расписания толку нет.

Когда мы проехали по какой-то из улиц и высадились на площади Ленина (могу напутать название), я, оглядевшись, выдала: "*ля, что за жопь, куда мы приехали?!". Прошу прощения за резкость, но из песни слова не выкинешь - меня, дитя мегаполисов, очень уж удивила обстановочка)) Сплошь частные дома, и отнюдь не коттеджи, непривычная тишина и пустые улицы - ни машин, ни людей, только куры, нагло бродящие прямо по дороге. Ничего, первый шок прошёл, идём смотреть достопримечательности.

Марине Цветаевой посвящен целый комплекс: площадь её имени и памятник, кафе "Серебряный век", литературный музей, Дом памяти (тот, где умерла поэтесса), библиотека Серебряного века, Петропавловское кладбище.
Гугл говорит, что в комплекс добавились ещё портомойня и Покровская церковь, но мы этого ещё не застали.

Мы сначала сходили в литературный музей. Он небольшой и уютный, экспозиция составлена интересно и для тех, кто мало знаком с Мариной Цветаевой, и для тех, кто знает больше. Экспозиция рассказывает и о биографии, и о вехах творчества, цитирует строки из произведений и дневников поэтессы, высказывания её современников и близких людей. Здесь же есть и личные вещи, оригиналы рукописей, старые издания книг. Мы ходили по музею сами, без экскурсии. Больше посетителей, кроме нас, не было, и мы спокойно рассматривали экспозицию, вполголоса обмениваясь впечатлениями.

Ну а теперь наш путь лежал в Дом памяти. В сенях Дома мы сразу же увидели пёструю кошку, которая безмятежно спала, по-хозяйски растянувшись на пуфике в сенях. Мы немедленно умилились, погладили кошку, а она без особого энтузиазма, но благосклонно приняла ласку. Смотрительница поулыбалась, глядя на эту картину, и продала нам билеты. Посетителей, кроме нас, и здесь не было, что хорошо - домик маленький и тесный.

Сам дом - настоящий, сохранился в том же виде, ну разве что его подремонтировали, многие предметы подлинные, обстановка в доме максимально точно соответствует той, что была в 1941 году. Внуки Бродельщиковых, тогдашних хозяев дома, передавали музею вещи, помогали воспроизвести интерьер. Даже гвоздь в сенях, на котором удушилась поэтесса, сохранился! Он на фото с чёрной розой. Время здесь как будто застыло, сохранив и безыскусную атмосферу быта простой семьи, и человеческую трагедию поэтессы. Я даже почувствовала некоторую неловкость, как будто заглядываю со своим любопытством во что-то интимное, для публики не предназначенное.

Экспозиция подобрана очень детальная, с любовью и уважением к Цветаевой и со знанием дела. Тут и предсмертные записки (их было три, разным адресатам), и отрывки из дневника сына Марины Ивановны, и её собственных записей, документы и прочее. Смотрительница музея очень душевно побеседовала с нами, подробно рассказав о том, как жилось поэтессе в Елабуге, какой запомнили свою квартирантку супруги Бродельщиковы, что писала о себе и своём состоянии Марина Ивановна незадолго до рокового дня. Весьма впечатляет, и в полной мере даёт почувствовать трагедию незаурядной, талантливой и весьма непростой души. Мне кажется, что Цветаева так и не сумела приспособиться к изменившемуся миру... Профессорская дочь из интеллигентной и небедной семьи, привыкшая к вниманию, обожанию, к славе и поклонникам, она не сумела (да и не сильно хотела, наверное) спуститься с богемно-творческих высот в тяжёлую реальность. Страна изменилась: рухнули рамки сословий, а вместе с ними - привычная иерархия, кто ценней по праву рождения, новая организация всего на свете. Ну и плюс сопутствующие коренным переменам хаос и разруха. И всё это оказалось непосильной ношей для поэтессы.

Притихшие, переваривающие впечатления, мы купили сувенирные магнитики и пошли на площадь, фотографироваться с памятником Цветаевой. А потом двинулись было в кафе "Серебряный век" (оно через дорогу от памятника), но оно было закрыто! Никакого объявления, табличка обещала, что кафе работает без перерыва и выходных до 23 часов, но нет... Пришлось искать другое место для обеда. По дороге мы встретили ещё парочку закрытых продуктовых магазинов - видимо, продавцы решили, что ну её, работу, и прикрыли лавочки раньше времени.

К сожалению, посетить могилу Цветаевой мы уже никак не успевали. Ну что ж, есть повод ещё раз приехать. Цены на билеты в музеи невысоки: 100 - 150 рублей для взрослых, сувениры по приемлемой цене. В литературном музее можно купить разнообразные книги. Цветаевский комплекс мне очень понравился - всё ухожено, красиво, тщательно подобрано, отличная атмосфера.

Дорога домой была тем ещё квестом. Как нам сообщили местные, междугородние автобусы вечером не ходят, но у закрытого автовокзала кучкуются таксисты. Когда мы, ориентируясь на 2Гис, попытались уехать местным автобусом от Чёртова городища до автовокзала, и на всякий случай спросили у местной женщины, она посмотрела на нас как на конченых дебилов и сказала, что давно тут транспорт не ходит. Упс... В общем, добрались мы до "автовокзала" на такси, там на уже почти пустой парковке перехватили парнишку, который согласился везти нас в Челны. Аж за 200 р с человека, хотя утром уехали за 80. Кажись, в Елабуге таксисты богаче депутатов.

Неприятно удивил такой хаос. Вроде Татарстан - регион благополучный и развитый, большие Набережные Челны под боком, а транспорта нормального нет. Инфраструктура туристическая тоже не отлажена, хотя такую конфетку можно было сделать! Однако не бойтесь сложностей: Елабуга - красивый, колоритный и фактурный купеческий городок. Здесь чувствуется какая-то консервативная, степенная атмосфера старины. А какие тут пейзажи!.. Будь я киношником, немедленно начала бы снимать здесь "Грозу" Островского или "Леди Макбет Мценского уезда". Елабуга была вполне успешным и даже продвинутым городом, а вот вопросы по сегодняшнему не самому хорошему её состоянию надо адресовать властям.

Надеюсь, с лета-2017 что-то изменилось к лучшему, но мой личный опыт был вот таким. Ну и напоследок - несколько рекомендаций:

1) Выделите для Цветаевой достаточно времени, если собираетесь посетить всё: это хоть и рядом, но в разных зданиях, а до кладбища нужно добираться отдельно. Если собираетесь возложить цветы на могилу, лучше купить их заранее, чтобы не бегать по Елабуге в поисках букета.

2) Если есть возможность, едьте на своём авто - будете независимы от капризов транспорта и больше успеете.

3) Не доверяйте безоглядно 2Гису, Гуглу и Яндекс.Картам, потому что в Елабуге своя атмосфера, а нужную информацию лучше уточните у местных.

4) Запаситесь телефонами местных такси: в 2017 Убер и Яндекс.Такси тут ещё не работали.

На сегодня всё, следующая остановка - Москва, музей Булгакова в той самой "нехорошей квартире". Спасибо за внимание!

Diatra Diatra26/07/2018
Спасибо за подробный рассказ о поездке к Марине Цветаевой, По-моему очень созвучно её стихам:
В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.
Есть черный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.
Огни — как нити золотых бус,
Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.