Рецензия Valery Rubin на книгу «Зулейха открывает глаза»
- Читай-город 827 Используйте промокод BOOKMIX23 (обязательно большими буквами) и получите скидку 23%
- Book24 827
- Яндекс.Маркет 815
- Буквоед 827 Используйте промокод BOOKMIX23 (обязательно большими буквами) и получите скидку 23%
- все магазины
Внимание! Если Вы видите значок с подарком - рядом с блоком цены магазина, кликните на него и получите информацию о том, как получить существенную скидку!
Специальное издание к премьере на телеканале "Россия".Зимой 1930 года у татарской крестьянки Зулейхи убивают мужа, а ее саму раскулачивают и отправляют по каторжному маршруту в Сибирь. Тридцать ссыльных оказываются брошенными в глухой тайге без пищи, крова и теплой одежды. Неграмотные крестьяне и ленинградские интеллигенты, "деклассированные элементы" и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши - все они отстаивают у суровой природы и безжалостного государства свое право на жизнь.Зулейха находит в себе силы пройти через все испытания, главное из которых - испытание Любовью и Прощением. Чтобы выжить, нужно любить - даже если это любовь к злейшему врагу. Чтобы выжить, нужно простить: себя, других, свою судьбу - страшную, и свою родину - жестокую. Даже саму историю, в которой, как и в каждой человеческой жизни, так мало справедливости…Режиссер Егор Анашкин.В ролях: Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Елена Шевченко, Юлия Пересильд, Евгений Морозов, Александр Сирин, Роман Мадянов, Александр Баширов, Роза Хайруллина, Дмитрий Куличков, Рамиль Сабитов. Показать
«Зулейха открывает глаза» Гузель Яхина
Каюсь... каюсь. Я не поклонник творчества Яхиной. Не сторонник стиля утомительно коротких рубленых фраз, детализирующих до букв бытовые мелочи, неудобства, несчастия, испытываемых простой деревенской семьей, пострадавшей от репрессий 30-х годов.
Честно, не понимаю, как можно было поднимать на щит этот политически ангажированный роман? "Двигать" в массы довольно среднее по художественным достоинствам произведение? Хотя, скользя взглядом по страницам, - на эмоциональном уровне, - вполне сочувствую тем, кто попал в переплет и понимаю тех, кто хочет познать истину в первой и последней инстанции от людей, переживших ужасы тех лет.
Роман дотошно внимателен к судьбе татарского народа, в которой немало поистине трагических страниц, - спасибо Гузель Яхиной за это, - и он отмечен желанием автора поделиться своими чувствами, впечатлениями НЕ стороннего наблюдателя, а как бы свидетеля, летописца изнутри повествования, пользуясь привилегиями писателя.
Однако, меня озадачивает, если не сказать больше и жестче, стремление некоторых, несомненно, интересантов использовать "Зулейху" в неблаговидных целях. Это сродни тому, как инициировать идею, запустить проект "георгиевские ленточки", наградные от генерала Власова, ко Дню Победы.
Меня смущают фразы типа "советское прошлое". Это не прошлое. Это История страны. "Новые русские" успели за какие-то несколько лет не просто отринуть "советское прошлое", но и превратить в щепки его наследие: здравоохранение, образование, промышленность... Исчезла общность под названием "советский народ", все разбрелись по национальным квартирам. Провал, катастрофа с грамотностью, наконец! - не от того ли каша в головах современников, которым кому-то срочно понадобилось "открыть глаза"?
Все было, было, конечно, не маленькие, можем отделить мух от котлет. Но ЗАЧЕМ было приурочивать фальшивый в его постановочно-пропагандистской сущности сериал "Зулейха открывает глаза" к годовщине Победы? - у вас есть ответы? Полагаю, что есть, как и у меня, из поколения "дети войны".
Просто нужно ответить на вопрос: Кому выгодно?
А спорить, хорош ли роман с точки зрения канонов, разбирать его по косточкам, - нет, занятие бесперспективное. Это зависит прежде всего от мировоззренческой позиции. И это предмет спора.
Таким он и был задуман? - не знаю.
Вероятно, дело не в авторе, а в выборе темы, на что он (автор), безусловно, имеет право. И все бы ничего, но экранизация "Зулейхи", которая открывает глаза (кому и на что?) в нынешнем виде, по нашему мнению, как уже было сказано, не что иное, как политическая провокация в канун Победы.
- Читай-город 827 Используйте промокод BOOKMIX23 (обязательно большими буквами) и получите скидку 23%
- Book24 827
- Яндекс.Маркет 815
- Буквоед 827 Используйте промокод BOOKMIX23 (обязательно большими буквами) и получите скидку 23%
- все магазины
Внимание! Если Вы видите значок с подарком - рядом с блоком цены магазина, кликните на него и получите информацию о том, как получить существенную скидку!
17/04/2020
Конечно, это не обобщение, имеющее отношение к литературе, но многие ходят с "георгиевскими ленточками", не отдавая себе отчета в том, что это символ царской армии, белогвардейцев и армии генерала Власова. Причем здесь Победа над фашизмом? Почему не "гвардейская лента", которая украшала ордена Славы в Отечественной войне? Мрак... Солома в головах... Так и с экранизацией "Зулейхи".
17/04/2020
17/04/2020
17/04/2020
Не читал
Начнём с того, что термины коллективизация и раскулачивание совершенно не соответствуют содержанию явлений и процессов, которые за ними до сих пор (!) скрываются. Дело в том, что никаких кулаков в деревнях не было уже к 1928 году (остались кое-где зажиточные единицы), но страна оставалась аграрной: 25 млн единоличных крестьянских хозяйств и существовал внутренний рынок сх продукции. В своё время союз рабочих и крестьян был объявлен Лениным с 21 года политическим основанием большевизма, основой гражданского мира в стране и целью государства диктатуры пролетариата. В 29-ом всё это оказалось уничтоженным. Недавно совсем так незаметно-незаметно прошло 90-летие начала "коллективизации" - отметилось парой статеек архивных историков, посвятивших свою жизнь исследованию реальности того, что же произошло на самом деле.
Не зная этого, а, главное, не понимая, оценить литературное творчество на тему "поднимите мне веки" не получится никаким расчудесным чудом. Непонимание будет проступать в тексте кругом, а сам текст останется тем, чем остаётся вся литература в целом - идеологией, отражающей социально-политические иллюзии исключительно своего времени, как и учит нас классик английского литературоведения Терри Иглтон.
Но попробуем, рискнём, хотя бы кратко.
"История - мамаша суровая", - напоминал Ленин. И в 21 году даже записал: "либо 10-20 лет правильных взаимоотношений с крестьянством, либо 20-40 лет кровавого террора." (см у Логинова ВТ). Что же такое понимал политический гений уже в 21 году? Простую вещь: удержать экономическое развитие аграрной страны от процессов становления и господства форм частной (но государственной!) собственности, отвечающих реальности - практически нерешаемая задача.
И процесс классообразования в целом завершился к 29-ому году: возникла сталинская партноменклатура и новая партия-непартия. Все решения принимал теперь один человек, оказавшийся на самом верху иерархической пирамиды личной преданности, лизоблюдства, карьеризма, услужливости. 130-190 тысяч партсекретарей-назначенцев было уже к середине 20-х с привилегиями в обход т.н. партмаксимума с зарплатой, превосходившей зарплату рабочих уже в 5-6 раз.
Но самая страшная "тайна общественных отношений" состояла в том, что никакого больше пролетариата в стране не было. Поколение государственных зависимых (! - от государства=чиновников) рабочих, сменившее пролетариев, оставшихся в основном на полях гражданской, были выходцами из деревни - вчерашними малограмотными крестьянами. В результате голода 21 года почти миллион рабочих уехали из городов обратно в деревни. Процессы деклассирования и маргинализации окончательно уничтожили политическое основание большевизма: у крестьянства исчез их политический союзник, исчезла политическая "крыша". Одновременно произошло перерождение партии и власти: возник новый класс из чиновников вместе с их шкурными интересами, прикрытыми дежурной коммунистической фразеологией.
"Уничтожение кулака как класса" (декабрь 29 г) стало первой самостоятельной и совершенно бесконтрольной акцией нового хозяина страны. Закабаление крестьянства или "военно-феодальная эксплуатация крестьян" (Бухарин) стали настоящей хотя и скрываемой гражданской войной 29-33 годов:
почти 14 тысячам вооружённых выступлений с числом участников около 2,5 млн., 5 млн умерших от голода в 32-33 гг и ещё 5 млн высланных (данные историка В. В. Кондрашина в статье к 90-летию "коллективизации").
После 29 г "Всё кипело... войск не хватало." - сознаётся историк спецслужб А.И. Колпакиди.
Голодные области и районы с умирающим населением, доходившим до (зафиксированного документально) трупоедства (и даже хуже!), были оцеплены войсками.
Такое вот "головокружение от успехов" у нашей современной литературы "открывающей глаза" после тяжёлого сна, сновидений и целого букета современных идеологических иллюзий.
17/04/2020
17/04/2020
Не думаю ,что автор ставила задачей кому-то из нас "открыть глаза". А вот её героиня открыла глаза на многие вещи. И, прежде всего, на любовь и на право на ненависть, и на право оставаться человеком.
17/04/2020
17/04/2020
17/04/2020
17/04/2020
17/04/2020
Не читала
@sibirjachka, со всем уважением, откуда вы знаете на что Яхина претендует и на что - нет? Чтобы это узнать, надо спросить у нее самой. Это, кстати, делалось много раз в разных интервью. И везде она либо выступает как эксперт от истории, либо не оспаривает, когда ей такую роль приписывают.
Яхина, безусловно, пишет худ. тексты, но выдает их за оригинальные исторические исследования, утверждает, что изучила эпоху по документам и даже список литературы к последнему роману прикрутила.
Выдавать выдуманное за действительное, чтобы читатель отнесся к тексту как не как к выдумке - это давняя литературная традиция: пишешь исторический роман от лица "очевидца" или присобачиваешь в начале книги "введение от издателя" типа "я нашел эту рукопись в старом замке". Проблема в том, что не очень образованная Яхина принимает этот лит.прием за чистую монету и на полном серьезе накручивает вокруг своей писанины целую мифологию о том, как она сидела в архивах и извлекала на свет божий "правду".
01/05/2021
@Ximymra, Возможно, вы правы. В таком случае Яхину используют некие деструктивные силы, окопавшиеся в издательствах, в минкультуры, на ТВ. Возможно и то, что "исторический материал" ей доставили на блюдечке с голубой каемочкой - только напиши "под заказ". Люди судят о событиях и других людях субъективно, и это естественно. Вчера смотрел интервью сына Хрущева. В его представлении папа чуть ли не ангел. При этом общая канва событий тех лет соблюдена. Просто оценки Сергея Никитича сугубо личные. Польза от Зулейхи, на мой взгляд в том, что роман очерчивает для читателя границу между правдой, полуправдой и неправдой. То есть, заставляет думать, искать аргументы, искать истину.
01/05/2021
@Ximymra, На что писатель претендует или нет, всегда понятно из того, как он пишет. А как откликается каждый читатель на произведение,тоже понятно, даже из одной его реплики.
02/05/2021
@sibirjachka, Не знаю, что и сказать. Претензии писателя проистекают из выбора темы, сюжета. А как пишет - коряво или гладко - роли не играет.
02/05/2021
@Valery Rubin, писатель создает своё произведение, проживая тему и события так, как он это знает и чувствует, корявый рассказ никого не затронет, поэтому всё имеет значение.
04/05/2021
@sibirjachka, Кто ж с этим спорит. Натура творческая...
04/05/2021
Не читала
На некоторых бумажках прямо жирную пометку можно делать - все совпадения случайны.
18/04/2020
17/04/2020
19/04/2020
20/04/2020
Не читала
@Chastitsa, А вот тут вы ошибаетесь =0) Яхина именно "открыть глаза" своей "правдой" и ставит себе целью. Очень советую почитать интервью с ней - это просто парад шизофрении. И она сама, и те, кто берут интервью - позиционируют ее тексты исключительно как документальные (таким образом стараются придать текстам яхиной некий вес). То же самое в любой официальной аннотации или рецензии в сми.
В рекламе и анонсах сериала по Зулейхе тоже постоянно как попугаи все долдонили - "это перевернет ваше представление об отечественной истории". Как худ.текст может перевернуть представление об ИСТОРИИ? Намеренная подмена понятий налицо.
01/05/2021
@Ximymra,
Не думаю, что Яхина своим романом сознательно искажает историю. Да и искажает ли? Свидетелей той эпохи (живых) почти не осталось. А нам остается верить или не верить. На мой взгляд, ею воспользовались издательства и издатели. По крайней мере хочется так думать. Почему? Нынче модно поднимать на щит все то, что представляет прошлое страны в советский период в негативном свете. А вот это уже искажение и переписывание истории, которое поощряется сверху. Яхина же внесла свою лепту в этот процесс, возможно, поняла, что на этом можно "подняться". Имеет право как писатель, профессионал, зарабатывающий деньги на писанине (кстати, неплохо читаемой). Зачем осуждать Яхину, когда на государственных каналах ТВ сидят комментаторы, зарабатывающие на вранье сотни тысяч рублей в месяц за счет налогоплательщиков.
01/05/2021
@Ximymra, вы знаете, я не читала роман как документальный, я вообще о Яхиной ничего ни знала на момент чтения и сейчас не знаю, поэтому оценивать роман с художественной точки зрения мне гораздо легче)) Мне и "Дети мои " у нее очень понравились. Так-то.
02/05/2021
@Chastitsa, Разумеется, ни о какой документалистике и речи быть не может. Половодье слов, нагромождение бытовых деталей... Конфликтная тематика - вот что привлекло повышенное внимание к роману. Правда, и то, с каким мастерством(литературным) выписана вся история.
02/05/2021
@Valery Rubin, это ваше мнение, я понимаю, но у других-то совсем иное отношение в "Зулейхе..."
02/05/2021
@Chastitsa, Да, так и должно быть. Единомыслие опасно, ведет к застою и в литературе, и в общественной жизни.
02/05/2021
@Valery Rubin, именно так.
02/05/2021
17/04/2020
17/04/2020
17/04/2020
17/04/2020
19/04/2020
Да и то: зачем напрягаться сценаристу и режиссеру...
В ответ на гневную отповедь, знаете, что ответила продюсер сериала? Что "художники по реквизиту" для создания этой сцены просто искали популярные татарские имена.
20/04/2020
Не читал
Во-первых, хотелось бы уточнить: кто сказал, что выход сериала ПРИУРОЧЕН к годовщине Победы? Т.е. вот прям есть заявление о том, что приурочен?
Во-вторых, желательно разобраться: почему сериал фальшивый?
Просто я не историк и хотел бы уточнить: в сериале показана неправда? Я правильно понимаю, что никаких кулаков никуда в те годы не выселяли? Очернять историю дело, безусловно, нехорошее. Но обелять ее - не лучше.
Ну и касательно Георгиевской ленточки. Я, повторюсь, не историк, но, насколько мне известно, в подразделениях фашистской Германии (включая власовцев), не было такой ленты. Поэтому ассоциирование этой ленты с пособниками гитлеризма сомнительно.
И я вполне допускаю, что речь идет об открытии глаз самой Зулейхи, а не "дремучих" читателей/зрителей.
Впрочем, об этом судить не берусь: книгу не читал, а сериал мне что-то не нравится. Вряд ли я буду его досматривать. Хотя, всякое может быть.
17/04/2020
Да, они похожи, эти две ленточки, почти как две капли воды. Но вся суть - в названии.
Отсюда уместен вопрос: с кем те люди, что цепляют на себя "георгиевскую ленточку"? На чьей они стороне?
Извините за резкость, но без нее никак...
17/04/2020
Не читал
..."гвардейская" - символ советской власти, а она как кость в горле для кое-кого.
Да, они похожи, эти две ленточки, почти как две капли воды. Но вся суть - в названии.
Отсюда уместен вопрос: с кем те люди, что цепляют на себя "георгиевскую ленточку"? На чьей они стороне?"
Я думаю, что тут надо учитывать несколько важных моментов.
1) Считалась ли Георгиевская лента наградой у власовцев в силу приказов фашистов или просто в силу того, что некоторые власовцы получили ее еще при царе?
2) Если власовцы носили, например, часы, это не значит, что всякий у кого есть часы - власовец и сторонник фашизма.
3) Большинство россиян, надевающих в мае черно-оранжевую ленточку едва ли ассоциируют себя с гитлеровцами. А то, что ленточку правильнее было бы именовать не Георгиевской, а Гвардейской - ввиду того, что именно последняя связана с Победой в ВОВ - так это вряд ли хитрая диверсия сторонников фашизма. Не свастика же это, в конце концов. Возможно, сие есть просто ошибка, допускаемая при наименовании ленты в СМИ. Впрочем, это я просто высказал предположение.
4) И уж я едва ли поверю, что власть имущие таким хитрым способом борются с советским прошлым. Что это за борьба, если большинство людей, носящих ленточку, уверены, что она связана с Победой в ВОВ (вне зависимости от того, как ленточку называют в СМИ)?
17/04/2020
И я не думаю, что "переименование" ленточки из гвардейской в георгиевскую произошло случайно.
А т.н. День защитников Родины - вместо Дня Армии и флота? А День т.н. народного единства вместо Октябрьской революции? Это ли не пример административного зуда на почве неприязни к СССР? Историю страны нужно беречь, какой бы она не была, а не топтаться на ней, кому не лень.
Режиссер сериала - ему 41 год, родился в Германии, - вопрошает: что вы можете знать о тех годах (репрессий, имеется в виду)? А что знает он?
Но мы перешли, кажется к политике, когда разбираем литературное произведение. К роману у меня нет и не может быть претензий. Роман как роман. Писатель пишет - читатель читает, если ему это нравится. А кому не нравится - тот и не читает.
17/04/2020
Не читала
Я знаю об этой книге, как об очень сильной истории с феминистским уклоном. Уровень политизированности зашкаливает конечно. В том числе в комментах.
17/04/2020
Не читал
А что на практике? Ленин - в мавзолее, в Новочеркасске открывают Памятник Примирения и Согласия (так сказать примирения красных казаков с белыми), Путин высказывается в таком духе, что "Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца. А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы" (https://aif.ru/politics/world/251189).
Так что едва ли можно говорить о попытках власти "утвердить свою антисоветскую сущность".
Скорее можно увидеть попытку того самого примирения "белых" и "красных". Потому и появился праздник День народного единства - вроде и в ноябре, но вроде - не про большевиков. А ведь можно было бы просто отменить 7 ноября и сказать, что это все не про Россию и нечего там праздновать. Но попытались найти некий компромисс, некое примирение.
Что до Георгиевской ленты - уверен, многие ассоциируют ее именно с Победой в ВОВ. А не с гитлеризмом и власовцами. Впрочем, спасибо, что обратили мое внимание - я ведь тоже не знал. Теперь буду знать, что правильнее говорить "Гвардейская" (кстати, с большой буквы?).
"Историю страны нужно беречь, какой бы она не была, а не топтаться на ней, кому не лень".
А еще ее неплохо бы оценивать и извлекать уроки. И я думаю, что ленточкой, как сказано, связанной с Победой, едва ли растопчешь историю страны.
18/04/2020
Насчет "примирения" белых и красных - пожалуй, такая идея витает в воздухе и отражается в инициативах партии и правительства, но пасьянс не очень складывается, судя по тому, какие страсти разгорелись вокруг "Зулейхи".
И опять же перекос симпатий властей в пользу "белых" очевиден по символическим жестам (памятники, даты, цветы, переименования) тех же властей в центре и на местах.
Компромисс возможен в социальном государстве (как в СССР), но такового в России сегодня нет, хотя положение об этом Конституцией провозглашено и вроде закреплено. Остается ждать лучших времен, когда курс корабля будет изменен.
18/04/2020
Не читал
Чтобы "утвердить антисоветскую сущность". А что не поймут - проблемы тех, кто не поймет. В Чехии, памятник Коневу убрали - и ничего. Вот это, я понимаю, утверждение антисоветской сущности. А мавзолей - что мавзолей? Ну, коммунисты маленько помитингуют - и все. Подозреваю, что большинству людей важнее будет выплата ипотеки и поездка на дачу, чем захоронение Ленина.
"...судя по тому, какие страсти разгорелись вокруг "Зулейхи".
А они разгорелись? Гм, я и не заметил.
"И опять же перекос симпатий властей в пользу "белых" очевиден по символическим жестам (памятники, даты, цветы, переименования) тех же властей в центре и на местах".
Вообще не очевиден. Недалеко от моего дома пересекаются проспекты Энгельса и Луначарского, а не Деникина и Столыпина.
"Компромисс возможен в социальном государстве (как в СССР)..."
Я не историк, повторюсь, но есть мнение, что компромисс в СССР заключался в возможности поехать в психбольницу, а не в лагерь за контрреволюцию (https://ru.wikipedia.org/wiki/Использование_психиатрии_в_политических_целях_в_СССР)
Такие вот компромиссы.
18/04/2020
«Они [большевики] выступали за прекращение войны, правда, они "надули" общество. Вы сами знаете: земля — крестьянам, фабрики — рабочим, народу — мира. Мира не дали, началась Гражданская война, фабрики и землю отобрали. Так что надувательство полное», - сказано было в ходе визита в Государственном центральном музее современной истории России на встрече с молодыми учеными и преподавателями истории.
Комментировать нечего, оглядываясь на то, что творится вокруг, да и смысла не вижу. В свое время на экзамене по истмату(диамату) автор высказывания получил бы неуд.
18/04/2020
Не читала
И как историк скажу что архивы от реальности часто отличаются. Вне зависимости от того что и кто хотел. Иногда буквально до абсолютно противоположного.
Хотя тут вы не договоритесь.
Почему у вас флаг Канады на аватарке, флаг СССР с таким патриотизмом бы больше подошел...
Про кино - ругать будут и уже начали Хаматову. Которая на мой взгляд прекрасная актриса.
18/04/2020
19/04/2020
Не читала
Поклонение Ленину до сих пор вызывает оторопь. Какие бы у людей не были ассоциации.
И да, я в курсе что все не так просто.
19/04/2020
19/04/2020
Не читала
То что политики почти везде - клоуны - понятно давно. Мозгом ясным они обычно не отличаются. За редкими исключениями.
19/04/2020
Не читал
В сериале показана неправда? Никаких кулаков никуда в те годы не выселяли? Или выселяли, но это были такие компромиссы? Т.е. нельзя было не выселить?
18/04/2020
Не читала
Я тоже не вижу примирения, а вижу что чем дальше события тем больше мифов. Это к вопросу о том что пишущий историю архивист сам на нее накладывает отпечаток себя и своего времени.
18/04/2020
19/04/2020
Не читала
Могу вас утешить. Проблема одной Россией не ограничивается...
19/04/2020
19/04/2020
Не читала
19/04/2020
Не читала
И про капитализм - я не живу в России, но знаю страны где он работает. В Канаде кстати тоже. И не такой махровый как в США.) Именно в этих странах люди имеющие все блага за счет капитализма любят рассуждать о жестокой судьбе. Но конечно при зарплатах у санитарок в 6 т.р. в некоторых городах России, о чем только не начнешь мечтать.
19/04/2020
19/04/2020
Не читала
Так что я за человеческое лицо капитализма. Как бы привлекательно не звучал вариант со всеобщим равенством. И Райкина можно еще пересмотреть.
19/04/2020
Видимо, так воспитан и образован. У меня ведь три высших. Папа - офицер и коммунист, воевал в Отечественную. Ну, а я всего-то отработал в ВПК полжизни. Был лектором горкома партии. Вероятно, ангажирован. Но убеждений менять не намерен. Капитализм не может не обернуться крахом цивилизации, поскольку делает ставку на инстинкты человека, попавшего в джунгли.
19/04/2020
Не читала
Так что конечно, личная биография накладывает отпечаток.
19/04/2020
19/04/2020
Не читала
Хотя я поняла о какой Вы плоскости.
19/04/2020
Не читала
Сейчас просто мода такая всех называть фашистами. Кто-то не нравится - все - фашист. Просто манипуляция.
Оды советской власти и любой власти вообще это мечта об утопии.
Я вот правда не думала, что настанет момент когда все будут мечтать об одном и том же.
Построились и правда быстро. И даже без оружия. О времена, о нравы...)
19/04/2020
Это ведь не случайно и неспроста "Зулейха" была экранизирована. Молодое поколение политические неграмотно, да и зачем грамотность вообще, если есть угадайка ЕГЭ? А жить, как за рубежом, как в Америке, ой, как хочется.. Живут же чиновники "на два дома", и я тоже хочу.
Может, преувеличиваю немного, но такое ощущение, что "капитализм" в России надолго...
19/04/2020
Не читала
Не погружена, так сказать. И не хочу.
19/04/2020
19/04/2020
Не читала
19/04/2020
18/04/2020
18/04/2020
18/04/2020
А вот то, что на его основе состряпали - другой вопрос. Обращусь к словам продюсера сериала Ирине Смирновой, к ее комментарию к одной из сцен.
«Я слышала, что у жителей Татарстана много претензий относительно того, как мы посмели снять сцену секса в мечети. Мы ее сняли, чтобы показать деградацию морали большевистского строя, что советская власть уничижительным образом относилась и к мусульманской, и к православной вере. А не для того, чтобы добавить пикантности сериалу или — упаси бог — оскорбить чувства верующих».
Кажется, ясно сказано: во имя чего появился этот сериал. Да еще перед Днем Победы.
Антисоветский бред, а вовсе не призыв к некоему мифическому примирению народа с самим собой. В существовании которого нас пытаются уверить.
20/04/2020