Рецензия на книгу «Марсианские хроники»
Хотите покорить Марс, этот странный изменчивый мир, населенный загадочными, неуловимыми обитателями и не такой уж добрый к человеку? Дерзайте. Но только приготовьтесь в полной мере испить чашу сожалений и тоски — тоски по зеленой планете Земля, на которой навсегда останется ваше сердце. Цикл удивительных марсианских историй Рэя Брэдбери — классическое произведение, вошедшее в «золотой фонд» мировой литературы. Показать
«Марсианские хроники» Рэй Брэдбери
Ещё только принявшись читать, я уже недоумевала – што это такое? Нет, ну понятно, что хроники, но отчего они такие… растрёпанные? Одни не стыкуются с другими и даже противоречат друг другу. Люди, появляясь в одном месте, бесследно исчезают сразу же, как только заканчивается посвящённая им главка… Нет, мы привыкли к другим хроникам, а не к этому вот.
Не добавило оптимизма и то, что фантастическая составляющая чересчур прям, фантастическая. Оставим за скобками даже воздух и жизнь на Марсе, откуда в пятидесятом году было знать такие подробности, но то, что каждый месяц на него поселенцы прибывали? Причём в том же месяце, в котором отбывали с Земли? Нет. Эта фантастика не то что не научная, а прямо скажем антинаучная. И можно ещё многим возмущаться в повествовании начиная с того, что птиц вначале не было, а потом они появились и, заканчивая марсианским хворостом, при полном отсутствии деревьев. В общем, придираться можно ко всему подряд, было бы желание. Можно говорить, что книга безнадёжно устарела и читать её даже немного смешно, при нынче обретённых знаниях. К тому же структура романа? Ну не располагает она к приятному чтению. Всё прыгает и перемётывается от одного к другому и раздражает непонятностью связей.
Но есть зёрна среди этих «плевел». Собственно, это не научная вовсе фантастика, а очень даже социальная. Автор предупреждает людей, рисуя человечеству страшные картинки. И вот картинки эти легко считываются.
Во-первых, автор явно раздражён цензурой (или, может быть, критикой). В своих хрониках он доводит её до абсурда. Здесь он впервые заговаривает о том, что разовьёт потом в «451 градусе» – все книги, фильмы, все произведения искусства, которые направлены на тренировку фантазии, безжалостно изымаются и сжигаются. Сама фантазия под строгим запретом и только реализм позволен в этом марсианском будущем писателям и художникам.
Во-вторых, его явно тревожит скорость развития технического прогресса. И явное отставание от этого прогресса, морального и духовного развития человечества. Оно изобрело способ передвижения между звёздами, при этом оставшись на прежнем уровне духовности. Главным приоритетом является всяческий комфорт и финансовое благополучие. Особенно ярко эти авторские мысли выражает зарисовка с умным домом. Ну и что? Ну и придумал человек умный дом. Какая от него польза, если человек не смог придумать, как защитить этот дом от атомной войны?
В-третьих, манеры соотечественников подвергаются с его стороны острой критике, вплоть до того, что их хочется физически уничтожить, причём самому автору. И вытекает это из второго. Технически развиты и готовы покорять звёзды, но морально и духовно? Те же самые торгаши, не видящие ничего прекрасного, ведущие себя точно так же, как и их предки с налёта уничтожившие индейцев, чтобы на руинах древних городов настроить дощатых сараев и с наслаждением в них поселиться. Глухи, слепы и не любопытны. Только нажива, только деньги. Даже дети играются останками марсиан. А какая получилась красивая история исхода негров? Вот уж шпилька так шпилька в бок благочестивым американцам. Жалко, что не понятно, куда они потом делись. На Марсе их следов так и не обнаружилось. По крайней мере, мной.
В общем, хроники эти напоминают ряд зарисовок, не всегда логичных, почти совсем не взаимосвязанных. Чувствуется, что автор ещё только набивал руку. Но главное, они побуждают задуматься. И кто знает, возможно, и благодаря им тоже, атомной войны до сих пор не случилось.
Интересные посты

Былое и думы
Взяв в руки эти два тома Хайека, словно вмиг переместился ровно на 30 лет назад, в 1993-й. Те же... Читать далее

Если во всем облом, сдавайся и иди в библиотеку.(С.Кинг, "11/22/63")
В этом месяце все рассказывают о своих уютных домашних библиотеках, переставляют книжечки по цвету... Читать далее

О ноктюрнах замолвите слово... Рецензия в стихах
О, музыки прекрасное блаженство!Волшебен миг и столь коварен слог!На партитурах видно... Читать далее
Наташа, не согласна, что книга устарела, да ты и сама себе противоречишь, выделив в ней прежде всего социальный аспект. Очень актуальна для наша дней: загрязняя свою планету, земляне не найдут нигде пристанища, и как предупреждение катастрофических разрушений - разрозненность, выборность хроник: были периоды, когда писать их было некому. Эти паузы между ними говорят о том, что они прерывались драматичными событиями.
15/11/2021
@sibirjachka, да? Совершенно этого не почувствовала. Я про то, что некому было хроники писать. ( Вообще не легла книга на душу ( Похоже на то, что автор всё-таки не мой.
А про устаревшее я имела в виду, что можно придираться ко многому, но главное всё-таки социальный аспект. А социальное редко когда устаревает.
А вот про загрязнение не подумала. Но я уже сказала, что у меня не получилось книгой проникнуться. Совсем (
15/11/2021
Не читал
В 20 лет Брэдбери казался мне волшебником, к сорока я чуть скорректировал это отношение, но все равно - он хороший писатель. Я особенно ценю его за возможность передать законченную мысль в краткой форме, например как в той главе об исходе чернокожих. А из крупной формы у него очень удался "451 по Фаренгейту", просто образцовая антиутопия
17/11/2021
@Евгений Саржин, я, наверное, слишком многого ожидала. Потому что хроники в моем представлении немного по другому выглядят) Здесь же скорее зарисовки из истории освоения Марса... и гибели Земли. Ну, может и хроники. Может я в хрониках не разбираюсь...
А 451 градус - это, да. Пока единственная книга автора впечатлившая меня на 100 %. Но и прочитала я этих книг всего три )
17/11/2021
@Nаtалка, похоже, Наташа, что ты Хроники в названии в буквальном значении хронологий восприняла. В этом произведении у Брэдбери это как жанровый вид истории общественных событий.
17/11/2021
@sibirjachka, наверное, Люда. Я ожидала чего-то более полного, последовательного... Мне ещё сказали, что это как баллада... а я не увидела ничего поэтического и романтического. Ну бывает и так, когда книга в тебя не попадает. Главное я сообразила всё-таки, что автор хотел сказать. Ну, некоторую часть, во всяком случае.
17/11/2021
Не читала
Я эту книгу так и не осилила... А градусы не оценила. А малую прозу мне надо сильно дозировать. Возможно просто не мой автор... А рецензия хороша, благодарю)
18/11/2021
@X_Tasha_X, спасибо!
Вот и мне малую прозу надо дозировать, а Хроники сильно похожи на сборник рассказов как раз. Поэтому и я не очень впечатлилась.
Тоже, кстати, есть у меня подозрение, что Брэдбери не совсем мой автор, но градусы мне понравились. Посмотрим, какие впечатления оставят другие его книги )
18/11/2021
Не читала
Я прочитала «451 градус по Фаренгейту», а потом сразу «Марсианские хроники». И обе мне очень понравились. Хроники, по-моему, даже больше. Я уже подробностей не помню, это больше 10 лет назад было, но я не увидела разрозненности историй, на мой взгляд в том прикол и был, что разные семьи по-разному приспосабливаются к новой жизни, их забросили, ранее не знакомых друг с другом на чужую планету. А вот «Вино из одуванчиков» я только с третьей попытки смогла осилить, не поняла всеобщего восхищения этой книгой.
Рассказы мне у него нравятся, а ещё «Дзен в искусстве написания книг». Вообще не думала, что смогу это читать, там Брэдбери делится своими секретами и лайфхаками, как начать писать рассказы, да и вообще как к нему пришли те или иные идеи из которых получились его книги.
Так что автор очень разносторонний, крест на нем рано ставить.
19/11/2021
@lusinda_lusinda, это понятно, что крест ставить не стоит ) У меня ещё много его книг в планах. Так что, надеюсь, найдётся ещё то, что и для меня станет самым любимым и обязательным для перечитывания снова и снова )
19/11/2021
Не читала
Вот, кстати, эту книгу я у Брэдбери не читала... Спасибо за рецензию, Наташа! Я задумалась. Вообще, очень люблю этого автора (ну, ты знаешь), но больше всего рассказы. Надо, наверное, и с "Хрониками" ознакомиться.
27/11/2021
@JuliaStar, если ты любишь рассказы, Юля, то тебе эта книга должна понравиться. Тут у тебя сложится и любовь к автору, и любовь к его рассказам ) Я вот что узнала про эту книгу:
"Рэй Брэдбери в 1949 году пытался пристроить не роман, а разрозненные
рассказы. Один из редакторов, к которым обращался будущий писатель,
усмотрел в этих рассказах некую связующую нить. «А не соорудить ли тебе,
сынок, из рассказов роман?», — спросил он 29-летнего Рэя. И уже на
следующий день у вчерашнего «продавца рассказов» в кармане лежал его
первый чек".
Я думаю отсюда и ощущение разнородности Хроник )
27/11/2021
Не читала
@Nаtалка, да, похоже на то :) Брэдбери прекрасно пишет как сказочно-мистические рассказы, так и фантастика ему удается. Наверняка, были у него заделы про космос. И соглашусь с sibirjachka, вполне возможно, что автор решил преподнести это не как роман, а как некие хроники различных событий объединенных общей темой.
Думаю, как-нибудь обязательно до них доберусь! :)
27/11/2021
@JuliaStar, а я, как видишь, исполнила обещание самой себе, и тоже добралась до него в ноябре ))) Правда, не совсем с тем, с чем хотела, ну да ладно, в следующий раз с чем-нибудь хэллоуинским к нему подберусь ))
28/11/2021
Не читала
@Nаtалка, хэллоуинским и осенним :)))
29/11/2021
@JuliaStar, дааа
29/11/2021
Не читал
А что? Хорошо. Лайк поставлю
28/11/2021
@VladimirB, спасибо
29/11/2021
Ухтыш, сколько я проглядела, поглощая картины марсианской жизни (и тайком отплевываясь от поведения отдельных персонажей!).
Нет, вот честно! Вот даже в голову не пришло, что Бредбери рисовал неприглядно своих соотвечественников - специально.
Только сейчас пришло в голову, что, наверно, виновата зарубежная фантастика, прочитанная в детстве: сложилось, устоялось - там злые, завистливые, жадные. Практически, все. И там всё плохо заканчивается - безнадежно и тоскливо!
То ли дело - Стругацкие!... И прочие из сборников "Фантастика-ХХ"!
Потому читала зарубежную - всегда с чувством отторжения, покупаясь лишь на хитросплетения декораций иных миров - в детстве и юности. ("Дверь в лето" мне тогда не попалась!).
Вот как-то даже в голову не приходило, что на самом-то деле эти самые зарубежные фантасты - добрые и хорошие, и страдают от того, что видят рядом злых и плохих, вот и предостерегают (так и хочется написать - "советских детишек и взрослых, чтоб не лезли в их капитализм, ничего там хорошего нет, даже если улететь на Марс!" Эк меня понесло! )))
Наташа, большое спасибо Вам за отличную рецензию - она мне открыла "Хроники" заново, и я серьезно!
08/12/2021
@Wedi71, спасибо, Наташа
У Брэдбери здесь всё-таки много социального. Думаю, так как он жил среди американцев, то бичевал только их общество. Во всяком случае, никакой другой национальности в Хрониках не упоминается.
И, да, сейчас это не только для западного капиталистического мира предупреждения, сейчас это и к нам можно отнести.
А как бы хотелось, чтобы из двух версий будущего победителем вышла версия Стругацких... Здесь я не могу не согласиться. Но, что имеем, то имеем.
08/12/2021
Не читала
Ой, у меня остались такие же впечатления. Вроде, Брэдбери, а вроде, желание читать пропало после первых нескольких страниц. Странный, короче, роман. НиАсилила.
08/12/2021
@Sabrina_Shubina, первая проба пера )
Главное, что потом было ещё много других, замечательных книг.
08/12/2021
Не читала
@Nаtалка, Это точно!
18/12/2021
Не читала
*это я нагоняю Наталкины рецензии по книгам, которые читала*
Марсианские хроники входили в сборник рассказов "о скитаниях вечных и о Земле" и с них лет в 10-11 началось моё знакомство с Брэдбери вместе с рассказами "А всё-таки наш" и голубой пирамидкой, "Электрическое тело пою!" и такой родной жужжащей электрической бабушкой и прочими, прочими...) В таком возрасте, конечно, не хочется анализировать правоту автора, хочется ему просто верить, просто восхищаться. Некоторые рассказы я перечитывала, надо перечитать и Марсианские, ибо помню вообще ничего из них) Ничего кроме безграничной любви, зародившейся у меня к Брэдбери. Еще помню, что "Были они смуглые и золотоглазые" не вошли в Хроники и это дико меня возмущало, потому что там им самое место)
И я очень-очень надеюсь, что читала ты их в хорошем переводе...
15/12/2021
@Anabel Tribal, слушай, пыталась вчера найти переводчика и не нашла. Не везде, наверное, посмотрела. Сегодня ещё в оглавлении гляну. Но, книга 92 года издания, и я сравнивала ещё с книгой 87-го года, по тексту, потому что возникли подозрения, что у меня не полный вариант (показалась очень маленькой), так что думаю - перевод стандартный советский.
Кстати, посмотрела вчера этот канал, который ты рекомендовала - Армен и Фёдор, как раз про перевод Сэлинджера. Посмеялась ))))
Не, ну отличный канал.
16/12/2021
Не читала
@Nаtалка, если советский то нормально) Я просто как-то в книжном из любопытства мельком современный глянула - у меня кровь из глаз потекла) Складывается ощущение, что Брэдбери не современник и нельзя его современникам переводить...
Про Армена - ах, как я рада) Тем более рада, что данное видео тебя никаким образом не оскорбило ;))
16/12/2021
@Anabel Tribal, конечно, нет )) Там же в конце он именно советский перевод и рекомендовал. А от современного у меня бы тоже кровь из глаз потекла.
Эти переводы вообще очень тонкая штука. Прям так и решишься языки учить, чтоб книги в оригинале читать
Ну, или с такими подробными комментариями, как у Армена с Фёдором )
Я этот ролик ещё ребёнку навязываю усиленно, и про саму повесть ролик, потому что он читал и в недоумении, а Армен как раз про такие впечатления и упоминал у молодых читателей.
16/12/2021
Не читала
@Nаtалка, так вот и я "Над пропастью..." видимо, в советском переводе читала, даром, что он хороший, но помню, что книга меня сиииильно прям не впечатлила и, слушая Армена, я впервые задумалась почему...
И, эх.. Мне стыдно. Я человек, который способен читать в оригинале, уж сколько раз это в универе проделывала...но если таких гениев как Брэдбери, всё равно придется со словариком, а отрываться от чтения не хочется, вот и ленюсь и плююсь потом на переводы((
16/12/2021
@Anabel Tribal, ну, ты хоть умеешь )) У меня вообще никаких способностей к языкам
Так что ты-то ели что сможешь, а я вечно буду терзаться вопросом - кто виноват в дурацкостки книги - автор, или всё-таки переводчик ))
16/12/2021